Одним из вопросов, рассмотренных на 8-й сессии районного Совета депутатов 29-го созыва, был «О бюджете района на 2025 год». По нему докладывала начальник финансового отдела райисполкома Людмила Шецко.
Людмила Марьяновна отметила, что объём собственных доходов бюджета района по итогам 2024 года составит около 58,4 млн руб. и увеличится по сравнению с первоначальным планом на 14,5%. Основную прибавку обеспечили поступления подоходного налога с физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и налогов на собственность.
Формирование собственной доходной базы бюджета, поддержка из областного бюджета позволили не только исполнить основные бюджетные обязательства, но и направить дополнительные ресурсы на развитие отраслей в соответствии с потребностями в финансировании по отдельным направлениям.
По словам Людмилы Марьяновны, в 2025 году необходимо сохранить все положительные тенденции в исполнении бюджета, которые наметились в 2024 году. Основные цели бюджетной политики остаются прежними: обеспечение социальной стабильности и сохранение уровня социальных гарантий. При этом концепция формирования бюджета соответствует нормам Бюджетного кодекса Республики Беларусь.
Доходы бюджета Поставского района составят 105,4 млн рублей, расходы — 108,3 млн рублей. Таким образом, бюджет на 2025 год будет сформирован с дефицитом в 2,9 млн рублей из-за планируемого привлечения облигационного займа на сумму 1,9 млн рублей, который будет направлен на завершение реконструкции молочнотоварной фермы «Курополье». Кроме того, 1 млн рублей будет направлен на строительство нового городского кладбища в деревне Кашицы.
Как отметила начальник районного финансового отдела, собственные доходы бюджета составят 66,6 млн рублей, что на 14% больше, чем прогнозируемые поступления 2024 года. Основные источники доходов включают в себя подоходный налог, налоги на добавленную стоимость и прибыль, которые в совокупности формируют 87,8% собственных доходов консолидированного бюджета.
Из республиканского и областного бюджетов будет передано безвозмездных поступлений на сумму 38,8 млн рублей, что составляет 36,8% от общего объёма доходов, включая дотацию в 36,8 млн рублей.
В части, касающейся расходов консолидированного бюджета на 2025 год, они ожидаются на уровне 108,3 млн рублей с ростом 11,6% к уровню исполнения 2024 года. Бюджетная политика будет направлена на поддержание социальной стабильности и реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития района.
В социальной сфере расходы на 2025 год составят 73,9 млн рублей, или 68,2% бюджета, с ростом 11,6% к ожиданиям 2024 года. Так, на здравоохранение определена сумма расходов в размере 21,6 млн рублей, социально значимые статьи обеспечены финансированием в полном объёме. Удельный вес расходов отрасли в объёме бюджета района составляет 20%, рост расходов к ожидаемому исполнению текущего года составит 110,8%.
Расходы по здравоохранению просчитаны под объёмы медицинской помощи, оказываемой населению, с учётом оптимизации расходов и привлечения внебюджетных средств и определены на основе норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя района в сумме 681,76 рубля. На приобретение оборудования, капитальные и текущие ремонты объектов отрасли расходы запланированы в сумме 1,2 млн рублей.
На сферу образования предусмотрены средства в сумме 37,4 млн рублей. Их удельный вес в объёме бюджета района составляет 34,5%. Расходы на образование сформированы с учётом нормативного планирования на одного обучаемого в учреждениях дошкольного и общего среднего образования. Бюджет 2025 года обеспечивает текущее содержание учреждений.
На развитие физической культуры и спорта в бюджете предусмотрены средства в сумме 2,7 млн рублей. Удельный вес расходов отрасли в объёме бюджета района — 2,5%, что позволяет обеспечить текущее содержание учреждений отрасли.
На текущий ремонт ФОКа по ул. Советской будут направлены бюджетные ассигнования в сумме 900 тыс. рублей. Запланированы ремонт трибун и замена бегового покрытия на стадионе, ремонт кровли и покраска здания комплекса.
В культуру предусмотрено вложение средств в сумме 4,0 млн рублей, или 3,7% расходов отрасли в объёме бюджета района. В 2025 году на приобретение оборудования, капитальные и текущие ремонты объектов отрасли из бюджета района будут направлены ассигнования в сумме 653,2 тыс. рублей.
На социальную защиту населения предусмотрено 8,0 млн рублей, что составляет 7,4% от общего бюджета района. На содержание ГУ «Поставский территориальный центр социального обслуживания населения» —5,6 млн рублей.
Бюджетные ресурсы в сумме 754,0 тыс. рублей будут направлены на оказание адресной помощи гражданам в виде социальных пособий. На бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни будет выделено 47,8 тыс. рублей, организацию детского летнего оздоровительного отдыха, материальную помощь детям к новому учебному году – 165,3 тыс. рублей, социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, – 1 351,0 тыс. рублей.
Дополнительную социальную стабильность гарантируют закреплённые в проекте бюджета объёмы первоочередных, так называемых социально защищённых, обязательств. Эти расходы запланированы в объёме 87,1 млн руб. и составляют 80,4% всего бюджета.
Расходы на общегосударственную деятельность по консолидированному бюджету прогнозируются в сумме 11,2 млн рублей с направлением их на содержание органов местного управления и самоуправления, государственного архива, ГУ «Поставский межотраслевой центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций», обслуживание долга органов местного управления и самоуправления, создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов и другие цели.
На финансирование сельского хозяйства расходы определены в сумме 5,5 млн рублей. Часть ресурсов в объёме 1,4 млн рублей будет направлена на субсидирование деятельности сельхозпроизводителей.
Участие бюджета в компенсации расходов по перевозкам городского сообщения с учётом роста тарифов на транспортные услуги планируется в размере до 33% от затрат. В суммовом выражении данные расходы составят 375 тыс. рублей.
В составе местного бюджета учтены также расходы на удешевление стоимости твёрдых видов топлива, реализуемых населению по фиксированным розничным ценам, в сумме 1 151 тыс. рублей.
Общая сумма бюджетных ассигнований на жилищно-коммунальное хозяйство на 2025 год прогнозируется в сумме 15,6 млн рублей, что составляет 14,4% всего объёма бюджета. На субсидирование жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, будет направлено 9,2 млн рублей.
На восстановление технических и потребительских качеств, сохранение эксплуатационной надёжности жилищного фонда предусматриваются бюджетные ассигнования на текущий и капитальный ремонт жилищного фонда в сумме 1 850,7 тыс. рублей. Расходы бюджета на благоустройство населённых пунктов составят в 2025 году 6,1 млн рублей.
В целом бюджет на 2025 год будет направлен на поддержку самых уязвимых слоёв населения, повышение качества жизни в районе и реализацию социально значимых проектов. Важно, что в 2025 году приоритетными остаются обязательства по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы, что также станет ключевым аспектом бюджетной политики будущего года.
Подготовил Александр Кузнецов