День спасателя Беларуси — это день, когда чествуют тех, чья работа ежедневно связана с риском. Спасатели без колебаний бросаются на помощь в самые критические моменты, уверенно действуют не только на земле, но и на воде и в воздухе. Для них чужая жизнь всегда стоит на первом месте. Они приходят туда, где другие боятся ступить, рискуют собой ради оказавшихся в беде. Профессия спасателя требует не только физической выносливости и профессиональных навыков, но и огромного сердца. Примером тому служат молодые специалисты авиационного отряда ГААСУ «Авиация» МЧС Республики Беларусь — командир воздушного судна Данила Волков и помощник командира воздушного судна Андрей Бурда, которые уже успели зарекомендовать себя как мастера своего дела.
Объединила любовь к небу
Молодые лётчики Данила Волков и Андрей Бурда служат на Поставщине с ноября 2023 года. Несмотря на то, что парням всего по 23 года, они уверенно управляют вертолётом Ми-8. Данила родом из Витебска, Андрей — из г. Малорита Брестской области. На службу в Поставы ребята попали по распределению после окончания Военной академии Республики Беларусь. Там они учились на авиационном факультете по специальности «Управление воздушными судами, эксплуатация воздушного транспорта армейской авиации».
— В конце четвёртого курса мы проходили в Поставах практику, о которой вспоминали с теплотой. Поэтому сюда и вернулись, — делились лётчики. — Здесь нам удаётся налетать много часов, есть возможность совершенствовать навыки в учебно-тренировочных полётах, выполнять реальные задания, да и лучшего коллектива пожелать невозможно.
В авиации случайных людей не бывает
С известным выражением согласны и герои статьи. Они рассказали о том, что подтолкнуло их к выбору профессии.
— Мне было 7 лет, когда впервые полетел с родителями в Египет, — вспоминал Данила Волков. — Полёт настолько меня впечатлил, что в 14 я занялся парашютным спортом, чтобы, так сказать, быть ближе к небу. К окончанию школы у меня уже было 108 прыжков. Вдохновившись девизом МЧС «Прожить одну жизнь — спасти тысячу», выбрал путь военного лётчика: прошёл строгие медицинские комиссии, сдал тестирование по физике, математике и русскому языку и стал курсантом академии. Немаловажной была и поддержка родителей, особенно отца, который сам прыгал с парашютом.
Андрей определился с профессией во время учёбы в начальной школе. Как-то раз он увидел «кукурузник», низко пролетевший над его домом. «И я так хочу!» — было первое, что пронеслось в голове мальчишки. После этого случая он стал интересоваться авиацией. Мама поддержала увлечение сына и познакомила его с лётчиком, который отвёз ребёнка на экскурсию в авиационный музей в столице. Позже, во время поездки к родственникам в Таллин, Андрей, листая армейский альбом двоюродного деда, узнал, что тот служил на тяжёлом авианесущем крейсере «Киев» Северного флота СССР, а прадед и вовсе был стрелком-радистом на самолёте дальней авиации. Для увлечённого парня это стало настоящим открытием.
Первые полёты, первые впечатления
По программе обучения военной академии первые полёты Данила и Андрей совершили на планерах (воздушные суда без двигателя) в Бобруйске. Парни пояснили, что построены они по принципу самолёта, только за счёт больших крыльев обладают повышенной летучестью. Устройство цепляется к самолёту, который поднимает его в небо и на высоте отпускает. Задача курсантов — вначале с инструктором, а затем самостоятельно научиться им управлять. Признаются: когда начался пилотаж (выполнение фигур и манёвров в воздухе), было немного страшно, но затем всё переросло в азарт.
— У нас есть такое понятие, как проверочный полёт, во время которого инструктор должен убедиться, что ты точно готов лететь сам. Перед самостоятельным полётом на планере необходимо налетать не менее 8 часов. На вертолёте — 15, — уточнили лётчики.
Работа, захватывающая дух
Работа молодых лётчиков разделяется на лётные и нелётные дни. В нелётные они занимаются документацией, повторяют теорию по полётам. В лётные дни всё строго по расписанию: лётчики проходят медосмотр, затем получают инструкции командира по погоде и только потом отправляются в полёт. Случается, что нелётная погода может затянуться, поэтому, признаются, даже успевают по небу соскучиться.
Видели бы вы, с каким восторгом Данила и Андрей рассказывали о своей профессии, о занятиях в академии и работе, о полётах и невероятной свободе в небе! О том, как важно уметь не растеряться, не запаниковать в определённых моментах. Это тот случай, когда глаза у молодых людей реально горели! Честно говоря, не раз и у самой от этих историй перехватывало дыхание. Но больше всего лётчики восхищались своими наставниками, которых называли настоящими профессионалами своего дела, — и теми, у кого были под крылом в академии, и теми, кто продолжает делиться с ними своим опытом здесь, в Поставах. Особенно благодарны ребята своему командиру звена Игорю Романову и командиру части, на которого, как выразились сами, «хочется равняться», — Олегу Ерёме.
В преддверии профессионального праздника Даниле Волкову и Андрею Бурде начальник ГААСУ «Авиация» полковник внутренней службы Тадеуш Курсевич вручил нагрудный знак «20 год Дзяржаўнай авіяцыйнай аварыйна-выратавальнай установе «Авіяцыя» МНС Рэспублікі Беларусь».
Так держать, ребята!
Кристина Рубель