Многих жителей нашего города, особенно проживающих в сравнительно молодых микрорайонах 5-го и 6-го городков, интересует его история. В связи с этим попробуем раскрыть некоторые страницы из прошлого, связанного с размещением здесь воинских соединений.
Сегодня ни для кого не секрет, что 5-й городок тесно связан с историей становления Ракетных войск стратегического назначения. С 1960-го по 1994 год здесь дислоцировался 346-й ракетный полк 32-й Херсонской Краснознамённой ракетной дивизии. Но о событиях первого послевоенного десятилетия известно относительно мало. А история становления Поставского военного гарнизона начиналась именно здесь, когда в 1945 году в наш район была переведена из Германии 5-я стрелковая Орловская ордена Ленина Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова дивизия. Её полки разместились в Поставах и Лынтупах.
Дивизия была сформирована 13 октября 1942 года на базе 109-й стрелковой бригады в Московском военном округе и получила своё наименование от 5-й стрелковой Витебской Краснознамённой дивизии имени Чехословацкого пролетариата, преобразованной в 44-ю гвардейскую стрелковую дивизию.
Штаб дивизии и входивший в её состав 190-й стрелковый полк расположились в военном городке, который сохранился ещё с довоенного времени в районе современных улиц Космонавтов и Станкевича. Поскольку никаких документальных свидетельств этого нет, смею выдвинуть предположение, что от порядкового номера дивизии и берёт своё начало название данного микрорайона — 5-й городок. В Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации хранятся боевые документы данного соединения. В них описываются события, связанные с находившейся здесь дивизией: боевая учёба, быт военнослужащих, оказание помощи местному населению в хозяйственных делах и другое. В связи с преобразованиями в Вооружённых Силах дивизия была расформирована с 28 мая по 17 июня 1946 года, а её личный состав и материальная часть пошли на пополнение других воинских подразделений.
Если проследить историю военного городка, что довольно трудно в связи с событиями послевоенного реформирования армии, можно выделить следующие воинские соединения, находившиеся в городке: 69-я гвардейская стрелковая дивизия, которая была преобразована в 1953 году в 70-ю гвардейскую механизированную. А она в мае 1957 года стала 45-й гвардейской танковой. Подразделениям последней и выпала честь положить начало формированию 346-го ракетного полка. Этот полк, верный традициям воинских частей, прославившихся в годы Великой Отечественной войны, нёс боевое дежурство до 1993 года на Поставщине.
А теперь что касается послевоенной истории 6-го городка. На въезде в город Поставы установлен самолёт Су-24 как дань памяти авиационному прошлому города и района: с 1953-го по 1995 год здесь находился крупный военный аэродром. История поставского аэродрома тоже имеет свои малоизвестные страницы. Строиться он начал в предвоенные годы. Во время войны его недостроенную взлётно-посадочную полосу использовали немецкая и советская авиация. Практически не получила широкого озвучивания история лётных соединений, находившихся на аэродроме с 1953-го по 1960 год. О последних я и расскажу.
В 1953 году в Поставы прибыли 36-й отдельный инженерно-строительный полк и другие воинские строительные подразделения. Им предстояло начать одновременно строительство взлётной полосы и обслуживающей инфраструктуры, а также жилого городка для авиаторов. Практически в одно время с ними в Поставы перелетел из Речицы 10-й отдельный разведывательный авиационный Краснознамённый Московско-Кёнигсбергский ордена Суворова полк, имевший славную боевую историю и летавший на самолётах МиГ-15Р и Ил-28Р. Он находился в нашем райцентре до января 1954 года. По воспоминаниям некоторых старожилов, лётчики в это время делили 5-й военный городок с танкистами и мотострелками, часть офицеров жили на съёмных квартирах.
В связи с вводом первых домов офицерского состава в микрорайоне улицы Зелёной, расположившихся в живописном сосновом бору, начинается формирование 187-й бомбардировочной авиадивизии, два полка которой —1104-й и 1110-й — расположились на поставском аэродроме. На вооружении они имели бомбардировщики Ил-28. Аэродром для боевой учёбы использовали вплоть до расформирования дивизии в 1960-м году.
По-видимому, лётный состав 1104-го авиаполка пошёл на комплектование в том же году нового 940-го истребительно-бомбардировочного авиаполка, находившегося здесь вплоть до расформирования в 1988 году. Этот полк в разное время летал на самолётах МиГ-17, Су-7Б, МиГ-27. Он также имел славное героическое прошлое, завоёванное лётчиками в войне с Японией и в Корее. Позже полк получил новое наименование — авиационный полк истребителей-бомбардировщиков.
Отмечу, что при формировании новых частей возникали трудности, прежде всего с размещением военнослужащих. Поэтому поставский аэродром, как менее загруженный, несколько раз выбирался командованием 26-й воздушной армии Белорусского военного округа площадкой для формирования или базирования новых подразделений. Так, например, формирование 40-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи проводилось в Поставах, где на тот момент базировался 940-й авиационный полк с частями обеспечения.
В 1976 году на аэродроме «Поставы» для 26-й воздушной армии был сформирован 305-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков, летавший на МиГ-15/17, Су-7Б, позже — на Су-17/24.
Относительно названия 6-го городка можно логично предположить, что если был 5-й, то построенный после него получил следующий порядковый номер.
Версии о почтовых индексах либо почтовых ящиках воинских частей не нашли подтверждения.
P.S. История, даже такого недалёкого периода, требует детального изучения. Думаю, эта публикация вызовет определённый отклик у читателей и нам удастся написать вместе подробную историю военного прошлого нашего города.
Александр Кузнецов