В нашу жизнь прочно вошли различные электронные приборы, способствующие коммуникации на расстоянии. И сегодня мы уже не представляем свои будни без них. Но это породило и массу проблем. Одна из них — бесконтрольное использование детьми смартфонов, особенно в учебном процессе.
Об этом уже заговорили в ООН. Её профильная организация ЮНЕСКО призывает школы всех стран мира запретить ученикам пользоваться мобильными телефонами на уроках. Она выпустила доклад, в котором разъяснила, что такая мера позволит не только повысить качество образования, но и предотвратить интернет-травлю.
Небольшой экскурс в историю вопроса. Запрет на использование мобильных телефонов в школах действует во многих странах мира: России, Китае, Франции, Италии, Португалии, Греции, Азербайджане, Таджикистане, Германии, некоторых регионах Испании. Где-то есть определённые послабления — не пользоваться только в учебное время. А где-то требования очень жёсткие, вплоть до изъятия и уничтожения гаджета за нарушение правил, а в отношении злостного нарушителя — оставление на дополнительные занятия после уроков и даже исключение из школы.
Методика контроля за исполнением введённого запрета у каждого своя. Например, в Италии дети сдают гаджеты при входе в школу учителям в начале дня. В Великобритании администрации многих учебных заведений обязали детей на время уроков класть свои гаджеты в специальные ящики и ячейки. В Беларуси нет законодательного акта, который бы регламентировал использование учащимися электронных коммуникаторов в учебное время. Но каждым учебным учреждением приняты положения о правилах их использования. Выполнять эти требования несложно: в классах есть индивидуальные ячейки с ключами, или же на столах у педагогов стоят коробки с ячейками — в них на время урока и кладут мобильные с выключенным звуком. А на перемене школьник берёт свой гаджет и пользуется им.
Так нужно всё-таки запрещать использование школьниками в учебном процессе смартфоны и другие электронные коммуникаторы или нет? Попробуем взвесить все «за» и «против».
Данные, которые приводит ЮНЕСКО, подтверждают: чрезмерное использование мобильных средств связи может навредить детям — снизить их эмоциональную устойчивость, способность к концентрации внимания и к обучению в целом. При этом подчёркивается, что цифровые технологии, какими бы полезными они ни были, не должны вытеснять традиционные способы человеческого взаимодействия, особенно в сфере образования. Школьник, приобретя привычку постоянно «общаться» с мобильным устройством, не может без него обойтись и на уроке. А это отвлекает его от учебного процесса и, соответственно, отрицательно сказывается на усвоении учебного материала. Кто-то, выступая против вводимых ограничений на свободное использование гаджетов в школах, говорит о необходимости иметь постоянную возможность контактировать родителям и детям. В таком случае хотелось бы посоветовать им прививать детям культуру пользования смартфонами, как культуру питания, гигиены и другое. Или в крайнем случае приобрести школьнику обычный кнопочный телефон без доступа в интернет, и проблем с общением не будет.
Другим доводом в пользу смартфонов в учебном процессе является необходимость изучения определённых тем посредством интернет-технологий. Верно, при этом в большинстве школ используются телевизоры и другие устройства с доступом в интернет. Но как можно расценивать мобильный на уроке математики или физики? Как попытку воспользоваться подсказками различных справочников. Даже не могу представить, для чего он может понадобиться на уроках литературы и языка, трудового обучения и физической культуры.
Думаю, одними запретами проблему не решить. Здесь всем участникам образовательного процесса: педагогам, родителям и, конечно, самим школьникам — следует знать, что существует вред от бесконтрольного и длительного использования мобильных устройств. Ухудшение зрения и слуха, падение результатов успеваемости, а в худшем случае — вытеснение интересов, отношений и привязанностей детей в виртуальное пространство. Подросток буквально выпадает из реальной жизни: все его интересы сосредоточены на виртуальном мире. А это уже зависимость от гаджетов. Поэтому только совместная деятельность по привитию соответствующей культуры и понятие меры позволят избежать конфликтных ситуаций и проблем в будущем. Нам, взрослым, есть над чем задуматься, ведь именно мы порой и показываем негативный пример, не выпуская из рук смартфоны…
Александр Кузнецов