В первой половине ХХ века белорусский народ познал трагедию национального разъединения, когда западные белорусские земли, на которых проживало 4,6 млн наших соотечественников, на восемнадцать лет оказались включены в состав Польши. Только 17 сентября 1939 года свершился акт исторической справедливости: Западная Беларусь воссоединилась с БССР.
Разъединение произошло 18 марта 1921 года, когда в Риге был заключён мирный договор, подписанный делегациями Польши, РСФСР и УССР без участия представителей Беларуси.
Белорусская нация и её этническая территория после Рижского мирного договора оказались разделёнными на части. Советско-польская граница была определена произвольно по случайно составленной конфигурации линии фронта и никакого другого обоснования не имела. Получив половину Беларуси и четверть Украины, воспринимая эти территории как «дикие окраины», предназначенные для полонизации, польские власти начали планомерно осуществлять свою политику.
Сущность внутренней политики польских властей можно определить как «Польша для поляков». Объективный анализ документальных источников свидетельствует, что в Польше проводилась последовательная, наступательная и бескомпромиссная ассимиляторская политика, которая осуществлялась методами экономической, политической, идеологической и культурно-просветительской дискриминации белорусов, а также с помощью репрессий и преследований.
Первоначально территория нашего района вошла в Дуниловичский уезд с центром в местечке Дуниловичи. Впоследствии, в 1925 году, был создан Поставский уезд. В его состав было включено более 1,3 тыс. населённых пунктов не только нашего, но и современных Мядельского, Докшицкого и Глубокского районов. Всего на территории уезда проживало свыше 110 тыс. жителей.
Но при таком количестве населения основная часть земли принадлежала крупным землевладельцам-помещикам и осадникам из бывших польских военнослужащих. Так, у владельца поставского имения графа Ю.Пшездецкого только в Курополье было в собственности 642 десятины, что по современным меркам составляет 700 гектаров. Графы Ю. Тышкевич и К. Пшездецкий владели соответственно 1 000 и 13 000 га. Получалось, что в собственности 40 земельных собственников было сконцентрировано 7 384 гектара лучшей пахотной земли, 1054 га принадлежали полякам-осадникам. В то же время 3 628 крестьянских хозяйств были либо безземельными, либо имели до 2 гектаров не самой лучшей земли. Всё это вынуждало крестьян покидать Поставщину и отправляться по вербовке в буржуазную Латвию или искать лучшей доли в Западной Европе и Америке. К середине 1935 года только в Латвию уехало более 1,1 тыс. человек.
Польша считала Западную Беларусь «дикой окраиной», предназначенной для полонизации.
Польша рассматривала западнобелорусские земли как рынок сбыта продукции своей промышленности. Для белорусских городов и местечек были характерны мелкие и средние по численности работающих промышленные предприятия, в первую очередь занимающиеся переработкой местного сырья. Так, в Поставах, Дуниловичах и Воропаево работали лесопильные, кирпичные заводы, смолярня, пивоварня, фабрика строительных материалов. В этих населённых пунктах и других местечках были широко распространены мельницы, пекарни. Крупным предприятием был стеклозавод в Гуте, там работало около 300 человек. При этом рабочий день составлял 10-12 часов, а заработная плата была ниже, чем в самой Польше.
Польские власти проводили в Западной Беларуси политику, направленную на уничтожение этнокультурной самобытности белорусского народа. Особенно отчётливо это проявилось в образовательной сфере. Если в начале 1920-х годов в Западной Беларуси функционировали 2 белорусские учительские семинарии, 8 белорусских гимназий и около 400 начальных белорусских школ, то в 1938/1939 учебном году не осталось ни одной белорусской школы.
В польских же школах к детям-белорусам относились как к второсортным, практиковалось даже применение физической силы. Так, в 1925 году учителем Валерианом Щелковским в польской школе в д. Курополье был избит ученик Евстафий Деревянко, а ученик Андрей Шурпик после удара по лицу болел более недели.
Всё это способствовало нарастанию революционной активности среди жителей Поставщины.
Тяжёлое экономическое положение и политическое бесправие, жёсткое национальное угнетение определили характер и цели освободительной борьбы населения Западной Беларуси в целом и жителей Поставщины в частности.
На территории Поставского уезда активно действовали Коммунистическая партия Западной Беларуси (КПЗБ), Коммунистический союз молодёжи Западной Беларуси (КСМЗБ), Белорусская крестьянско-рабочая громада (БКРГ).
Уже с 1924 года начал свою деятельность Поставский подпольный комитет КПЗБ во главе с уроженцем деревни Липники Ильёй Осененко. На начало 1927 года Поставская организация КПЗБ насчитывала 116 человек, объединённых в 29 партийных ячеек во главе с Петром Соболем, Семёном и Михаилом Боровко, Александром Липницким, Петром Кундро, Александром Теляком и другими. Отдельные ячейки КПЗБ существовали в деревнях Огородники, Андроны, Василины, Теляки, Курополье, Липники, Черемушники Подисенные и других. Включилась в борьбу с польскими властями и молодёжь Поставщины, создавшая группы КСМЗБ: Михаил Пронько и Яков Криулько из Липников, Сергей Протас из Местечка, братья Казаровцы из деревень Харки и Макаровщина.
Коммунисты и комсомольцы боролись против реакционно-аграрной и налоговой политики польских властей, вели пропагандистскую агитацию среди населения, вывешивали красные флаги и революционные плакаты. Осенью 1926 года крестьяне Поставского уезда, руководимые патриотами, сорвали проведение работ по принудительному расселению на хутора (камасации).
Вместе с коммунистами к борьбе за политические и национально-культурные права белорусов подключились и поставчане, представители легально действовавшей Белорусской крестьянско-рабочей громады — Антон Таянович, Михась Машара, Иван Талайко и Донат Мацкевич из Груздово, Григорий Андрон из Русин, Борис Комар из Кашиц и другие. Всего в уезде насчитывалось более 200 кружков этой организации, издавался листок «Народное дело».
Под влиянием противников польского режима на территории Поставского уезда проходили массовые митинги и демонстрации населения: в 1926 году — в Поставах, 1926—1927 годах — в Осиногородке, 1930-м — в Воропаево.
Это не было оставлено без внимания польской полицией. Начиная с января 1927 года и до сентября 1939 года проводились аресты коммунистов, комсомольцев и громадовцев. Многие из них прошли через пытки и издевательства в виленской тюрьме Лукишки и концентрационном лагере в Берёзе-Картузской. Кирилл Брадович из деревни Шпаки, Михаил Пронько из Козичей, Михась Машара из Подсосны и многие другие получили от двух до шести лет тюремного заключения. Но борьба не прекращалась, на смену арестованным патриотам приходили новые. Надежду на лучшую жизнь порабощённого народа Западной Беларуси давали приходящие новости о трудовых и культурных преобразованиях в БССР.
Ситуация изменилась в 1939 году. 1 сентября фашистская Германия напала на Польшу. В течение двух первых недель основные силы польской армии были разгромлены. Все довоенные обещания Франции и Великобритании о военной и иной помощи Польше в случае начала войны так и остались обещаниями. А 17 сентября свой народ предало и польское правительство. Оно покинуло пределы страны, прихватив с собой золотой запас. Де-факто это государство перестало существовать.
В таких условиях правительство СССР приняло решение о защите населения Западной Беларуси и Западной Украины. Красная армия начала освободительный поход. В 5 часов 17 сентября войска 4-го Витебского стрелкового корпуса и подвижной группы в составе 24-й кавалерийской дивизии и 22-й легкотанковой бригады со стороны Полоцка перешли границу.
Наступавшие от Ветрино 5-я стрелковая дивизия и 25-я легкотанковая бригада к вечеру через Плиссу подошли к северной окраине Глубокого. Другие части подвижной группы в 8 часов заняли Докшицы, а к 18 часам — Дуниловичи. Дальнейшее продвижение танковых частей остановилось по причине отсутствия горючего. Пехотные соединения значительно отстали: 27-я стрелковая дивизия заняла в 12 часов Парафианово, а 50-я стрелковая дивизия — Крулевщизну.
В связи с отсутствием сопротивления и высокими темпами продвижения в механизированных частях были созданы небольшие подвижные мотомеханизированные группы, которые продолжили движение вперёд. В 7 часов 18 сентября разведгруппа 22-й легкотанковой бригады заняла Поставы и выдвинулась в направлении Свенцян. 25-я легкотанковая бригада вышла в район Годутишек, а 27-я стрелковая дивизия — в район озёр Мядель и Нарочь. 50-я стрелковая дивизия в этот момент находилась между Поставами и Мяделем. К исходу 18 сентября вся современная территория нашего района была освобождена от власти буржуазной Польши.
Таким образом, в результате освободительного похода обе части Беларуси — БССР и «крэсы всходние» — воссоединились. А 17 сентября стало для большинства белорусов, и в первую очередь западных, датой объединения страны. Однако с юридической точки зрения этот процесс завершился только 14 ноября 1939 года. В тот день на внеочередной сессии Верховного Совета БССР был подписан закон о принятии Западной Беларуси в состав Белорусской Советской Социалистической Республики.
Александр Кузнецов