Занимаясь поиском информации о погибших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны советских воинах, мне приходится работать в основном с архивными документами. Но порой неожиданно ценные сведения получаю из художественных и публицистических произведений по этой теме. В этот раз основанием для поиска послужило стихотворение известного советского и российского поэта Роберта Рождественского «Отец и сын». В стихах чувствовалась какая-то особенная, личная боль. Захотелось узнать больше о самом Роберте Ивановиче и его отце. И оказалось, что у Рождественского были родственные связи с поставской землёй.
ОТЕЦ И СЫН
Бывает, песни не поются
ни наяву и ни во сне.
Отец хотел с войны вернуться,
да задержался
на войне.
Прошло и двадцать лет и больше…
Устав над памятью грустить,
однажды сын приехал в Польшу –
отца родного
навестить.
Он отыскал его.
А дальше –
склонил он голову свою.
Уже он был
чуть-чуть постарше
отца,
убитого в бою.
А на могиле,
на могиле
лежали белые цветы.
Они сейчас похожи были
на госпитальные бинты.
И тяжело плескались флаги.
Был дождь
крутым и навесным.
И к сыну подошли поляки.
И помолчали вместе с ним.
Потом один сказал:
— Простите…
Солдата
помнит шар земной.
Но вы, должно быть, захотите,
чтоб он лежал
в земле родной?! –
Шуршал листвою мокрый ветер.
Дрожали капли на стекле.
И сын вполголоса ответил:
— Отец и так в родной земле…
Рождественский Роберт, 1981
Роберт Рождественский родился в 1932 году в селе Косиха Алтайского края. Известно, что его отец Станислав (Ксаверий) Никодимович Петкевич в это время служил начальником Косихинского районного отдела Народного комиссариата внутренних дел, а мать Вера Павловна работала директором Косихинской начальной школы. Своё имя будущий поэт получил в честь революционера, видного советского и партийного деятеля, латыша по национальности Роберта Эйхе, с которым в молодости дружил отец.
После войны, узнав о гибели Станислава на фронте, мать поэта вышла замуж за Ивана Рождественского, который усыновил Роберта и дал ему свои фамилию и отчество. Так Роберт Станиславович Петкевич стал Робертом Ивановичем Рождественским.
На протяжении всей своей жизни он искал место гибели родного отца, так как данные об этом разнились: одни родственники считали, что Станислав погиб в самом начале войны, другие — что пал смертью храбрых под Сталинградом. Найти могилу удалось лишь дочери Рождественского, Ксении. С помощью исследователя военной истории Евгения Платунова она узнала, что лейтенант Петкевич погиб 22 февраля 1945 года на территории современной Латвии и его имя увековечено на мемориальной плите воинского захоронения в посёлке Слампе.
На этом можно было бы и закончить повествование о сыновьей любви к погибшему отцу, выражавшейся в стихах, если бы не одно «но» — фамилия «Петкевич». Уж очень сильно в ней слышится что-то наше, белорусское. Ответ мне удалось получить в статье Светланы Тирской, опубликованной 3 июля 2009 года в газете «Алтайская правда» (г. Барнаул), а также в публикации профессора Гродненского государственного университета имени Я. Купалы Валерия Черепицы, ряде архивных источников.
Станислав Петкевич родился в 1906 году в г. Шлиссельбург Санкт-Петербургской губернии. Его родители Никодим Гаврилович и Елизавета Ивановна Петкевичи перебрались в начале ХХ века в этот российский город из-за отсутствия собственной земли. В своей автобиографии Станислав писал:
Отец по происхождению сын крестьянина-бедняка, происходит из Виленской губернии, Свенцянского уезда, Лынтупской волости, деревня Щербишки. Мать тоже крестьянка-батрачка, происходит из той же деревни. По национальности — поляки, никаких профессий не имеют, технически совершенно не грамотны. В гор. Шлиссельбург родители прибыли задолго до моего рождения, и весь этот период до мая месяца 1918 года отец работал на пороховом и динамитном заводах в качестве чернорабочего, а последнее время работал на ситце-набивной фабрике в кочегарке, тоже в качестве чернорабочего. Мать брала на дом стирку, была домашней хозяйкой.
В семье Петкевичей было двенадцать детей, в живых осталось только шесть: Станислав, Иван, Михаил, Елена, Галина и Ядвига. Спасаясь от голода 1918 года, Петкевичи вместе с семьями других рабочих фабрики выехали в Сибирь: фабричный комитет предоставил им право бесплатного проезда по железной дороге. Так семья Станислава оказалась в селе Лушниково Тальменского района Алтайского края. Станислав и средний брат батрачили, а отец и младший брат пасли скот. Позже Никодим Гаврилович работал сторожем на маслозаводе и в потребкооперации.
Образование у Станислава было всего-навсего три класса церковно-приходской школы. Получил он его в Шлиссельбурге. Но у молодого человека было стремление изменить свою жизнь.
Через два года после приезда на Алтай, в 1920-м, четырнадцатилетний Станислав Петкевич вступил в комсомол. До 1924 года батрачил, но «одновременно с этим активно участвовал в общественно-партийной работе села». В июне 1924-го его назначили руководить работой избы-читальни в селе Казанцево Тальменского района, затем — районным библиотекарем, а в августе 1926 года после месячной подготовки Петкевич был отправлен на работу секретарём Чистюньского райкома ВЛКСМ. В ноябре 1927-го его выдвинули на должность инструктора и члена бюро Барнаульского окружного комитета ВЛКСМ. В ту пору ему было неполных 22 года.
С Народным комиссариатом внутренних дел Станислав Никодимович связал свою судьбу в январе 1929-го: в окружной отдел его, как это было принято тогда, «перебросили» по мобилизации Барнаульского окружного комитета ВКП(б). За менее чем десять лет на данной службе он прошёл путь от внештатного работника до начальника отдела Косихинского района Алтайского края, а в 1934-м был переведён с повышением по службе в Омск.
Именно в Косихе в жизни Станислава случилось самое важное событие — он познакомился со своей супругой Верой Павловной Фёдоровой. Позже, делясь воспоминаниями о муже, она говорила: «Он
был симпатичным. А когда улыбнулся, стал ещё привлекательней. Я подумала: «Неплохой товарищ, только уж очень большой — верста коломенская». Кстати, и Роберт Рождественский был высокий и широкоплечий, под стать своему отцу и деду Никодиму.
Время в конце 1930-х было очень сложным. На волне развернувшейся борьбы с «ежовщиной» Станислав Петкевич был уволен из органов НКВД и, когда для него возникла опасность ареста, ушёл из семьи, боясь за судьбу своих близких. Жил и работал в Ялуторовске Тюменской области, изредка навещая семью в Омске. А когда началась советско-финская война, добровольно пошёл в военкомат, воевал и только чудом остался жив.
Он очень любил сына и при любой возможности передавал ему весточку. Последний раз Роберт увидел отца на перроне вокзала перед отправкой того на фронт летом 1941 года. Возможно, именно уход на фронт близких мальчику людей подтолкнул его написать своё первое стихотворение «Фашистам не будет пощады! С винтовкой мой папа уходит в поход», которое было опубликовано в газете «Омская правда» 8 июля 1941 года.
Станислав Петкевич в звании лейтенанта командовал взводом 257-го отдельного сапёрного батальона 123-й стрелковой дивизии, был награждён орденом Красной Звезды. Погиб в жестоком бою на территории Латвии при ликвидации Курляндской группировки гитлеровцев. Его брат Иван пропал без вести на фронте. Лишь младшему, Михаилу, удалось пройти всю войну и возвратиться к семье в Барнаул.
Роберту на всю жизнь запомнился момент, когда ему принесли извещение о необходимости получить деньги в одном из отделений Госбанка. Получив 73 рубля, он спросил, от кого эти деньги. Работник банка ответил, что это по завещанию ему выплатили денежное довольствие отца. Слово «завещание» болью отозвалось в душе поэта, и он неосознанно заплакал.
Быть может, если бы судьба распорядилась всем жить после войны, то Роберт обязательно побывал бы на Поставщине. Но дедушка Никодим Гаврилович умер в 1939 году, отец погиб на фронте, а бабушка Елизавета Ивановна ушла из жизни после 1957 года.
Вот такая удивительная и интересная история людей, которые волей судьбы оказались далеко от земли, на которой веками жили их предки. И сегодня в далёком Барнауле живут потомки выходцев из деревни Щербишки по фамилии Петкевич.
Александр Кузнецов
Очень трогательная история, некоторые факты мне напоминают моего деда и отца, спасибо за трепетное отношение к памяти предков, до слез
Очень интересная статья и информация о Роберте Рождественском! Благодарю за интерес к истории нашей родной земли)