Подписанный в январе этого года Указ Президента Республики Беларусь №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» предусматривает создание с 1 августа государственного информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». В него будут вноситься сведения обо всех автомобильных компаниях-перевозчиках, работающих в нерегулярном сообщении, в том числе такси, и их водителях; о транспортных средствах, которые они используют (автобусах, легковых автомобилях, автомобилях-такси); а также о диспетчерах. Оператором и владельцем реестра определена Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Если говорить конкретно о водителях, то перевозчику необходимо представить в Транспортную инспекцию следующие сведения:
- документ (справку либо сертификат) об обучении в рамках образовательной программы обучающих курсов (только для водителей автомобилей-такси);
- свидетельство о повышении квалификации водителей механических транспортных средств соответствующей категории (для водителей автомобилей-такси и легковых автомобилей — категория «В», для водителей автобусов — категория «D»).
Таким образом, перевозчикам уже сейчас, заранее, следует позаботиться ещё об одном требовании, определённом Указом,— обязательных курсах повышения квалификации водителей, которые необходимо проходить раз в 5 лет. Они включают в себя теоретический (изучение Правил дорожного движения) и практический (отработка навыков вождения) циклы подготовки водителя в учебном учреждении, имеющем соответствующий сертификат. Таких учреждений, как оказывается, не так уж много. В нашей области сертификат на повышение квалификации водителей категории «В» имеет только Витебская объединённая организационная структура ДОСААФ. Продолжительность курсов для водителей такси здесь составляет 15 дней.
В случае, если водитель не пройдёт обучение на курсах повышения квалификации и продолжит работать, автомобильный перевозчик не сможет добавить его в реестр и его деятельность будет запрещена. К тому же за это предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 500 базовых величин с возможной конфискацией транспортных средств. А сам водитель получит предупреждение или штраф в размере до 2 БВ.
В полном объёме указ заработает с 1 ноября 2024 года, поэтому ещё есть время для подготовки к осуществлению своей деятельности в его рамках. Субъекты хозяйствования должны урегулировать все юридические нюансы, чтобы привести деятельность водителей, перевозчиков и диспетчеров в соответствие с нормами этого документа. После указанной даты транспортная деятельность и деятельность водителей в сфере автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении без включения сведений в реестр будет запрещена.
Конечно, указ ставит в жёсткие рамки существование автомобильных перевозчиков пассажиров, но в приоритете у государства безопасность людей, добросовестная конкуренция и качество оказываемых услуг. Ведь каждый из нас является их потенциальным потребителем и хочет получать услуги на должном уровне.
Александр Кузнецов