Вопиющий случай произошёл совсем недавно с учителем начальных классов одной из школ нашего района: женщина добровольно отдала злоумышленникам кругленькую сумму. Рассказываем, как телефонные мошенники способны обмануть даже самых бдительных и образованных людей.
Из гуманных соображений имя, фамилию учителя и школу, где она работает, оставим в секрете. Отметим лишь, что она опытный учитель, настоящий профессионал, мудрый и талантливый педагог до глубины души преданный своему делу. Человек честный, принципиальный, всегда готовый помочь… Ещё пару недель назад женщина и представить не могла, что ей самой понадобится помощь…
— 4 июля в Поставский РОВД обратилась жительница района с заявлением о том, что неустановленное лицо с 27 июня по 1 июля обманным путём завладело её денежными средствами в сумме 74 621,21 рубля. Одну часть из них женщина добровольно передала курьеру, а вторая была похищена с её банковского счёта, — сообщает старший оперуполномоченный отделения уголовного розыска РОВД майор милиции Дмитрий Кузьмич.
По словам Дмитрия Петровича, в ходе проведённой проверки милиционеры установили весь алгоритм действий коварных мошенников. 27 июня женщина находилась дома в отпуске. Около 10.00 в мессенджере WhatsApp ей поступил звонок с абонентского номера +375 (25) 631-44-00. Звонивший представился работником СООО «МТС» и пояснил, что у неё заканчивается договор на услуги абонентского номера, который необходимо продлить. Ничего не заподозрив, та согласилась и выполнила необходимые действия по указанию звонившего. Она даже не обратила внимания на то, что код телефонного номера принадлежит компании Life…После того как разговор с лжесотрудником МТС был закончен, её телефон снова зазвонил. На этот раз поступил видеозвонок с другого номера +375 (33) 646-02-45 в том же мессенджере. Звонивший представился сотрудником КГБ и пояснил, что каким-то образом её банковский счёт попал к мошенникам и через него в данный момент они осуществляют переводы крупных денежных сумм на расчётные счета ВСУ Украины. Убедив учителя в том, что она попала в беду и ей срочно нужна помощь, «КГБшник» стал расспрашивать её об имеющихся сбережениях. Поддавшись панике, женщина сообщила, что у неё есть накопления порядка 24 000 долларов США и евро. Все указанные сбережения звонивший попросил срочно сфотографировать и переслать ему фото через WhatsApp для дальнейших действий. Доверчивая женщина выполнила и эту просьбу… Затем в ходе длительных бесед, которые продолжались несколько дней,мужчина сообщил, что часть денег помечены, то есть их специально пометили сотрудники банков, которые также в заговоре с мошенниками. Поэтому все денежные средства необходимо покупюрно проверить на наличие меток и, если их не обнаружится, то деньги необходимо будет задекларировать. Для этого купюры следует передать специальному курьеру, который отвезёт их в отдел КГБ. Там их проверят, задекларируют и вернут. 1 июля, находясь во дворе многоквартирного дома, женщина передала неустановленному лицу денежные средства в сумме 21 000 долларов США. На следующий день звонки продолжили поступать с WhatsApp и Telegram. Звонивший пояснил, что оставшиеся купюры необходимо положить на банковский счёт… Ничего не подозревающая женщина направилась в отделение ОАО «АСБ Беларусбанк» и выполнила необходимое требование, совершенно не осознавая, что расстаётся с ещё более чем 10 000 рублями… После совершённых действий звонивший попросил её переслать и реквизиты банковской карты, что она и сделала….Со 2 по 3 июля с карты жительницы района было произведено 15 транзакций на неустановленные банковские счета и иные покупки на общую сумму 8 131,01 рубля.И только потом женщина осознала, что стала жертвой аферистов.
— С начала года в Поставском районе по факту телефонного мошенничества возбуждено 28 уголовных дел, — продолжал Дмитрий Кузьмич. —Должен отметить, что найти преступников такого рода практически невозможно. С каждым годом они наращивают и усложняют схемы махинаций. Это приводит к тому, что, вроде бы, и осведомлённый об уловках мошенников человек всё равно попадается на какой-то новый «крючок».Мошенники хорошо знают психологию людей, поэтому отлично играют на таких эмоциях как страх, доверчивость, жадность, азарт, стыд, чувство вины и самое дорогое — жизнь и здоровье близких.
По словам оперуполномоченного, запрограммировать человека по телефону можно: стоит просто втянуть его в разговор. А дальше — дело техники. Мошенники улавливают определённые эмоции, а затем подбирают нужные слова, которыми нажимают на болевые точки.
— Поэтому первая рекомендация — как можно быстрее прервать разговор, чтобы не выдать мошеннику никакой информации!Особенно если видите неизвестные, скрытые или с кодами из других стран номера. Просто проигнорируйте их!Призываю всех быть внимательными к подобным звонкам и не доверять свои финансовые данные незнакомым лицам,— подытожил Дмитрий Кузьмич.
Кристина Рубель