Реестр рекламораспространителей появился в 2022 году. Подавать заявки на вступление в него должны были все, кто предоставляет рекламу, но были исключения. Со вступлением в силу Закона «Об изменении законов по вопросам рекламы» белорусским инфлюенсерам нужно регистрироваться в реестре. Но появилось еще больше вопросов: можно ли участвовать в гивах, если не зарегистрирован в реестре, законно ли запускать таргетированную рекламу и др. Корреспондент агентства «Минск-Новости» задала их адвокату Юлии Куцер.
Блогерам
Адвокат объяснила, что в правовой системе Республики Беларусь пока отсутствуют нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие деятельность блогеров. Однако если блогер распространяет информацию о товарах, услугах, брендах с целью привлечения внимания и продвижения на рынке, то он будет являться рекламораспространителем.
— Более того, если блогер размещает рекламу на постоянной основе, то такая деятельность может быть признана предпринимательской. В таком случае необходима регистрация в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица, — акцентировала Ю. Куцер. — Самозанятым блогер, занимающийся рекламной деятельностью, быть не может, так как такой вид деятельности относится к предпринимательской и не включен в перечень занятий, которыми могут заниматься так называемые самозанятые, уплачивающие единый налог.
Если блогер по бартеру берет вещи у брендов, ужинает в ресторане за отметку или получает продукцию марки для распаковки, это тоже является рекламой. Осуществлять такую деятельность могут ИП и юрлица.
При этом адвокат обратила внимание: чтобы внести информацию в реестр рекламораспространителей, быть зарегистрированным в качестве юридического лица не обязательно.
Физлицам, участвующим в гивах
— Согласно норм Закона «О рекламе», рекламная игра – деятельность организаций или ИП, осуществляемая ими в целях стимулирования реализации товаров и обеспечивающая розыгрыш выигрышей между участниками рекламной игры. Гив – это розыгрыш со спонсорами, в котором можно получить ценные призы. Я считаю, что гив тоже является рекламной игрой, — прокомментировала Ю. Куцер. — За правильность проведения такого розыгрыша отвечает его организатор, а не участник. Полагаю, что именно организатор должен быть внесен в реестр рекламораспространителей.
Заведениям и брендам
Таргетированная реклама, или целевая реклама, является видом рекламы, следовательно, тот, кто ее размещает, является рекламораспространителем. Такого рода услуги вправе оказывать только включенные в специальный реестр.
— Полагаю, что если какая-либо организация или гражданин ведут свою страничку в социальных сетях, то они не будут считаться рекламораспространителями, — отметила адвокат.
Как зарегистрироваться в Реестре рекламораспространителей
Для включения в него необходимо подать уведомление соответствующей формы в МАРТ (пример для оформления – здесь). Заявление в течение пяти рабочих дней рассмотрят – и либо включат сведения о рекламораспространителе в реестр, либо вернут уведомление, если оно не соответствует установленным требованиям. Государственную пошлину оплачивать при этом не надо.
Закон вступил в силу 6 февраля – в течение 6 месяцев все, кто предоставляет рекламные услуги в интернете, должны быть в реестре, чтобы продолжить легальную работу.
— То есть до 7 июля инфлюенсерам и другим лицам, планирующим распространять рекламу в соцсетях, необходимо пройти регистрацию в МАРТ. Если блогер продолжит работать без включения в данный реестр, то он рискует получить штраф с конфискацией до 100 % полученной суммы, — резюмировала Ю. Куцер.
К слову, из реестра могут исключить, если рекламоисполнителя уличат в нарушении законодательства или в случае неисполнения предписания по устранению нарушения.