Любой покупатель — это потребитель. О том, какие у него есть права, гарантированные законодательством, корреспондент «ПК» Анна Анишкевич беседует с начальником отдела экономики райисполкома Павлом Казакевичем.
— Павел Тадеушевич, в этом году девиз Дня потребителя — «Потребитель и предприниматель: доверие для развития». Что это значит?
— Эта тема призвана привлечь внимание общества к проблемам взаимодействия потребителей и предпринимателей и укрепить доверие между ними. Товары и услуги влияют на качество и безопасность жизни человека. Они должны соответствовать определённым стандартам, а порядок их оборота и отпуска — положениям законодательства. Всем нам хочется, чтобы нужные нам товары и услуги имели надлежащее качество, отвечали нашим ожиданиям в отношении их полезных свойств с учётом стоимости. Ключевая проблема, которая негативно влияет на потребительский спрос и подрывает экономическое развитие, — недобросовестные действия продавцов, мошеннические схемы. Грамотный потребитель — это стимул субъектам бизнеса к выпуску качественных товаров.
— Какие гарантии предоставляет Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»?
— Закон был принят 9 января 2002 года. В соответствии с ним, потребитель имеет право на просвещение в области защиты своих прав; информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах); безопасность товаров (работ, услуг); свободный выбор товаров (работ, услуг); надлежащее качество товаров (работ, услуг); возмещение в полном объёме убытков (вреда), причинённых вследствие недостатков товара (работы, услуги); государственную защиту своих прав, в том числе обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов. В законодательстве чётко сказано, что все эти нормы распространяются на любой товар, независимо от того, куплен он в магазине или на рынке.
— Как можно вернуть или обменять некачественный товар?
— Сделать это можно в течение 14 дней. Основные условия, при которых можно без проблем вернуть или обменять товар: он не был в употреблении, сохраняет свои функции и не входит в список товаров, не подлежащих обмену. Также нужен документ, подтверждающий приобретение товара именно у этого продавца, то есть товарный или кассовый чек.
— Павел Тадеушевич, какие товары не подлежат возврату?
— Это лекарственные средства и изделия медицинского назначения; нательное бельё; чулочно-носочные изделия; животные и растения; метражные товары: ткани из волокон всех видов, трикотажное и гардинное полотно, искусственные меха, ковровые изделия, нетканые материалы, ленты, кружева, тесьма, провода, шнуры, кабели, линолеум, плёнки, клеёнки. Абонентское устройство сотовой связи обмену и возврату в течение 14 дней как товар ненадлежащего качества, хотя и не был в употреблении, тоже не подлежит.
— А если на приобретённом товаре обнаружен недостаток?
— Обычно покупатель в таком случае сразу идёт к продавцу, но тот может ему отказать в замене или возврате товара. Значит, дальше всё общение должно вестись только в письменном виде, потому что в случае обращения в суд потребуются письменные доказательства, то есть документы. Но лучше при покупке внимательно осмотреть товар. Будьте бдительны, и тогда проблем не возникнет.
— Благодаря современным технологиям совершать покупки стало гораздо проще: достаточно иметь под рукой гаджет с доступом в интернет. А поступают ли жалобы на продавцов в интернете?
— Действительно, с целью экономии времени каждый день люди совершают тысячи покупок на различных сайтах. Такие потребители хотят быть защищёнными в своих правах не меньше, чем в стационарных магазинах. Если анализировать жалобы, поступающие на интернет-торговлю, то одна из самых частых проблем — когда курьер (представитель продавца) второпях не демонстрирует покупателю товар. А по законодательству должен его распаковать и показать. Если это, скажем, утюг, курьер должен включить его в розетку. Отказывается показывать товар — от покупки можете отказаться.
— Должны ли быть указаны на сайте интернет-магазина контакты для обращения с претензиями?
— По закону, на сайте должна быть информация о юрлице или ИП, реализующем товар, юридический адрес. Недавно в законодательстве закрепили ещё одну норму: на сайте виртуального магазина должен быть указан номер телефона представителя местного исполкома, уполномоченного защищать права потребителя, а также номер телефона и адрес электронной почты сотрудника магазина, который рассматривает обращения покупателей.