С резью и рябью в глазах, болезненной сухостью и жжением, ощущениями песка и плавающих мушек, обильным слезотечением и покраснениями век, как и со всеми «прелестями» воспалительного конъюнктивита, блефарита и кератита, знакомы многие. Проводя по 10-12 часов в сутки перед светящимися пикселями ноутбуков, планшетов и телефонов, каждый из нас уверенно уничтожает свой шанс на четкое, полное и яркое зрительное восприятие мира без очков, линз, глазных капель и регулярных визитов к врачу. Но и без экранов обойтись сегодня невозможно, а ведь учета требуют и фактор экологии, и уровень стресса, и генетическая предрасположенность. Все это остро обозначает проблему потери зрения, от чего в разной степени страдают люди в возрасте с 3 до 90+. «От глазных болезней люди не умирают, конечно, но и полноценно жить перестают. Ради выздоровления они готовы на все, и мы, врачи, готовы тоже», — рассказывает практикующий микрохирург Галина Семак, недавно получившая диплом доктора медицинских наук из рук Президента.
И это не громкие слова. Когда врачи предупредили пожилую минчанку Анну Белову о необходимости хирургического вмешательства и пересадки роговицы на оба глаза, женщина упала духом. Операция рискованная, и гарантии ее успеха никто предоставить не мог. А после медики предложили попробовать инновационный метод лечения, и Анна Ивановна решилась. 20 инъекций — и женщина без увеличительных линз читает буквы седьмой строки таблицы Сивцева. Пенсионерка признается: возвращение зрения стало для нее чудом. И таких случаев в белорусской клинической практике уже сотни. Они стали возможны благодаря высокоэффективному методу лечения дистрофических заболеваний роговицы глаза отечественным препаратом гиалуроновой кислоты. Первыми в мире так исцелять пациентов без лазера и скальпеля стали наши белорусские врачи, автор этого волшебства — хирург с без малого 40-летним стажем Галина Романовна Семак.
«Мы применяем низкомолекулярный однопроцентный гиалуронат натрия в виде инъекций. В офтальмологии гиалуроновая кислота используется очень давно, но в основном в виде больших молекул в 1-2 тыс. кДа, входящих в состав глазных капель. Мы же подкалываем низкомолекулярный гиалуронат натрия в 500-700 кДа субконъюктивально, создавая таким образом депо препарата. Он накапливается в страдающих тканях, ускоряя процессы эпителизации, восстанавливая структуру и активность слезной пленки, снимая воспаление. В такой форме гиалуроновая кислота надолго остается в глазу и выполняет все свои функции», — раскрывает суть разработанного ею метода лечения Галина Романовна.
Сегодня инъекциями гиалуроната натрия лечатся пациенты с диагнозами из огромного перечня, а также те, кто не хотел бы делать свою клиническую картину хуже, чем она есть на данный момент. В первом случае речь идет о больных с белесыми и рубцово измененными роговицами, неконтролируемым слезотечением или нехваткой слезной пленки, с отеком роговицы после удаления катаракты или только готовящихся к операции. Вторую группу сформировали страдающие от компьютерного зрительного синдрома. Это молодые программисты и инженеры, много работающие с электроникой, студенты и даже школьники. Если еще 10 лет назад дистрофия роговицы на фоне сухости глаза развивалась у 10% белорусов, то теперь ученые говорят о 40%, и динамика неутешительна.
Необычайно ценные свойства доступного препарата
Гиалуроновая кислота, на использовании которой и основывается разработанный Галиной Семак метод лечения, содержится и в организме человека. Она является неотъемлемой частью межклеточного пространства в любой ткани, с ее участием нормализуются все метаболические процессы и налаживаются связи между клетками, обеспечивая их правильную работу.
«Мы используем препарат «Гиал-ин» отечественного производства, и это огромный плюс. Во-первых, цена доступна всем категориям пациентов. Во-вторых, белорусский производитель обеспечивает бесперебойные поставки независимо от эпидемиологической или геополитической ситуации. В-третьих, между нами установилась такая двусторонняя связь: все наши пожелания, как и замечания пациентов, учитываются. Иметь чувство локтя и знать о возможности внести коррективы по ходу процесса очень важно, особенно когда ты являешься разработчиком и пробуешь сделать что-то такое, чего до тебя никто не делал. Наконец, мы можем выбирать наиболее удобный для нас способ расфасовки препарата при поставке», — делится очевидными преимуществами работы с белорусскими фармкомпаниями Галина Семак.
От научной лаборатории к палате пациентов
Когда, казалось бы, мы выяснили основное о теоретической стороне изобретенного микрохирургом Галиной Семак метода лечения, захотелось увидеть, какие же манипуляции проделывают доктора с пациентами. И надо сказать, что по действиям врачей-офтальмологов 3-й городской клинической больницы имени Е.В.Клумова можно составлять практическое пособие для студентов медвузов, настолько четко, быстро, аккуратно они взаимодействуют с пациентами, успевая при этом поинтересоваться у каждого личными ощущениями от внедренной схемы лечения и общим самочувствием. Даже привычные для больниц очереди здесь подчиняются определенной системе: попасть в процедурную для получения инъекции можно только после осмотра в консультативном кабинете, поэтому пока одни больные проходят освидетельствование у врача, другие уже готовятся к уколу.
Наблюдая со стороны, убеждаешься — к каждому своему больному Наталья Владимировна уже давно подобрала отдельный ключик. Ведь врач знает, о чем спросить пациента во время осмотра, как развеять его внутренние страхи или убедить придерживаться утвержденной Галиной Романовной схемы лечения, а содержание огромной кипы сгруженных на рабочем столе анамнезов доктор помнит едва ли не наизусть, без запинки называя диагнозы и истории болезни входящих в кабинет все новых женщин и мужчин.
«Центральная дистрофия роговицы на обоих глазах, сложный миопический астигматизм. Без хирургического лечения здесь не обойтись, и операция уже назначена на конец февраля», — перелистывает врач карту минчанки Ирины Третьяковой.
В коридоре своей очереди приема у Натальи Владимировны ожидают еще много пациентов, поэтому Галина Романовна предлагает нам посетить кафедру, где как раз идут занятия студентов четвертого курса лечебного факультета БГМУ.
«Мечтаю о микрохирургии и выбираю тему для научного исследования»
Своих студентов профессор Галина Семак, преподающая в медицинском вузе, очень хвалит. Инициативные исследователи, неравнодушные энтузиасты, заядлые книжные черви, прямо-таки требующие разрешения на участие в клинических экспериментах и доступа в операционную. Такими Галина Романовна рисует будущих офтальмологов. Бывают, правда, и исключения, которые только подтверждают правило и являются двигателями прогресса, как бы парадоксально это ни звучало.
А вот Никита Селюн решил, не откладывая в долгий ящик, начать работу в профессии и устроился в 3-ю больницу помощником врача. Молодой человек признается, что именно благодаря этой практике всерьез стал интересоваться офтальмологией. «Пациент и врач относятся друг к другу максимально уважительно. Новые технологии позволяют добиться улучшения зрения больного быстро и аккуратно, поэтому люди почти всегда остаются довольны достигнутым результатом. Их благодарность трогает, воодушевляет и мотивирует продолжать учиться и работать именно в этой сфере медицины», — откровенно заявляет четверокурсник медвуза.