Железнодорожные вокзалы, станции, остановочные пункты и переезды – объекты повышенной опасности, требующие строгого выполнения Правил дорожного движения и соблюдения мер безопасности.
Проблема гибели и травматизма людей в результате наезда железнодорожным транспортом по-прежнему остается актуальной.
Основной причиной данных происшествий является нарушение пострадавшими мер личной безопасности:
— переход через ж/д пути и хождение по ним в запрещенных местах;
— невнимательность при пересечении ж/д полотна по пешеходным настилам;
— игнорирование предупредительных сигналов светозвуковой сигнализации на станциях, запрещающих сигналов дорожных светофоров на ж/д переездах.
Зачастую к трагедиям приводит использование пострадавшими во время нахождения на объектах транспорта наушников, а также попытки забраться либо подлезть под стоящий подвижной состав.
В 2023 году в Витебской области в результате несчастных случаев на железной дороге пострадало 12 человек, 8 из них погибли, травмирован 1 подросток.
Наиболее вопиющие примеры происшествий:
— вблизи остановочного пункта «Солнечный» Оршанского района на ж/д переезде грузовым поездом смертельно травмирован местный житель, который, двигаясь на велосипеде в алкогольном опьянении, проигнорировал запрещающий сигнал светофора;
— на остановочном пункте «Солнечный» смертельно травмирована пенсионерка, которая по пешеходному настилу перебегала перед приближающимся дизель-поездом;
— на станции «Сосница» в Полоцке поездом травмирована несовершеннолетняя, которая в наушниках переходила ж/д пути в не предназначенном для этого месте, проигнорировав запрещающие знаки.
В январе 2024 года в Орше погиб один человек. Водитель автомобиля, игнорируя запрещающий сигнал светофора, надеялся проскочить перед поездом, приближающимся к ж/д переезду. В результате водитель скончался на месте,
а пассажир с травмами помещен в лечебное учреждение.
Для того чтобы избежать подобного рода трагедий следует руководствоваться основными правилами безопасности:
— переход через ж/д пути разрешается только в установленных и оборудованных для этого местах (пешеходные переходы, тоннели, мосты);
— при переходе через ж/д пути по пешеходным настилам необходимо внимательно следить за передвижением поездов, слушать предупреждения по громкоговорящей связи, обращать внимание на сигналы, подаваемые поездами и работниками организаций ж/д транспорта;
— самокаты, велосипеды, скутеры и иные мобильные средства передвижения при переходе ж/д путей и переездов необходимо катить рядом с собой;
— до перехода ж/д путей обязательно убедиться в отсутствии поездов двигающихся во всех направлениях;
— во избежание затягивающего воздействия воздушного потока, образуемого проходящим поездом, необходимо отойти от крайнего рельса не менее чем на 2 метра.
В целях личной безопасности не допускается:
— переходить через ж/д пути перед движущимся или близко стоящим поездом;
— находиться на ж/д путях в местах, не предназначенных для их перехода;
— при переходе через ж/д пути пользоваться мобильными телефонами, наушниками и тому подобным, роликовыми коньками;
— не заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы, устраивать на пассажирской платформе различные подвижные игры;
— оставлять детей без присмотра и контроля, в том числе при посадке и высадке из вагонов;
— подлезать под ж/д транспорт, перелезать через сцепные устройства между вагонами;
— подниматься на поддерживающие конструкции контактной электросети ж/д транспорта, линий электропередачи, конструктивные элементы объектов транспортной инфраструктуры;
— производить фото- и видеосъемку с угрозой для жизни, в том числе вблизи ж/д полотна во время приближения или следования ж/д транспорта.
Главное правило: железнодорожный транспорт имеет преимущество перед остальными участниками движения.
Помните, что быстро остановить поезд невозможно! Для остановки поезда, движущегося со скоростью 60-70 км/ч, необходимо 600-700 метров. Масса локомотива превышает 500 тонн, а грузового состава – 5 тысяч тонн.
Следует знать, что в соответствии с действующим законодательством за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на ж/д транспорте, предусмотрена административная ответственность:
статья 18.2 ч. 4 КоАП за проход по ж/д путям или нахождение на них в местах, не предназначенных для их пересечения – штраф до 2 базовых величин;
статья 18.10 КоАП за нарушение водителем правил проезда ж/д переезда – штраф до 4 базовых величин;
статья 18.20 КоАП за несоблюдение пешеходом запрещающего сигнала светофора на ж/д переезде – штраф до 3 базовых величин, в случае совершения в состоянии алкогольного опьянения – до 5 базовых величин, а если нарушение повлекло создание аварийной обстановки – до 8 базовых величин.
С 7 по 11 февраля в Витебской области проходит комплекс профилактических мероприятий по предупреждению гибели и травматизма на объектах транспорта и дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах.
Сотрудниками органов внутренних дел уже проведены выступления в учреждениях образования, трудовых коллективах организаций и предприятий с доведением мер личной безопасности на объектах ж/д транспорта.
В ходе профилактических мероприятий будут отработаны станции, остановочные пункты, а также наиболее травмоопасные участки железной дороги.
Совместно с представителями Белорусской железной дороги будут изучены места пересечения ж/д полотна на станциях и остановочных пунктах на предмет их технического состояния и оборудования предупредительными знаками.
УВД Витебского облисполкома в очередной раз напоминает:
нарушая правила дорожного движения на железнодорожных переездах, вы ставите под угрозу не только свою жизнь, но жизни сотен пассажиров поездов и работников локомотивных бригад!
Управление охраны правопорядка и профилактики УВД Витебского облисполкома