С появлением автоматизированной системы контроля и учёта электроэнергии (АСКУЭ) всё, что требуется от абонента, — оплатить потреблённые киловатты. Сколько в районе абонентов уже подключены к системе? По какому принципу она действует? Может ли человек изменить показания АСКУЭ при расчёте за электроэнергию? Ответы на эти и другие вопросы — в материале.
Если говорить просто, то АСКУЭ — это система технических и программных средств, которая дистанционно, автоматически, без участия человека снимает показания счётчиков электрической энергии бытовых абонентов. Внедряется она в рамках Программы создания в жилищном фонде АСКУЭ-быт на 2021—2025 годы.
— В нашем районе установка АСКУЭ началась в 2021 году, — рассказывает начальник Поставского районного производственно-сбытового участка филиала «Энергосбыт» Сергей Захаревич. — Сейчас к ней подключено 15 586 абонентов, или 69%. Завершить процесс планируем к концу 2025 года. Принцип работы системы следующий. АСКУЭ снимает показания счётчиков на 00 часов 1 числа каждого месяца. Они передаются в АИС «Расчёт» (ЕРИП) до 10 числа месяца, следующего за расчётным. Поэтому производить оплату раньше этого числа нецелесообразно.
Сделать же это можно через интернет-банкинг, инфокиоск, мобильный банк, в отделениях банка, «Белпочты» или в расчётно-кассовых центрах «Витебскэнерго». Платежи, принятые от граждан за потреблённую электроэнергию, обрабатываются и передаются для учёта в энергоснабжающую организацию, как правило, на следующий рабочий день. Как и за «коммуналку», рассчитаться за потреблённую электроэнергию нужно до 25 числа. Если этого не сделать или оплатить частично, то вам будет начисляться пеня в размере 0,3% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
— Абоненты часто интересуются, можно ли изменить показания, указанные энергоснабжающей организацией в АИС «Расчёт», и как в таком случае будет производиться оплата? — предвосхищает вопрос Сергей Захаревич. — Можно. Но в этом нет никакой надобности. Во-первых, получившаяся разница в платеже всё равно будет отражена при последующей передаче данных и указана в квитанции в строке «Начислено/перерасчёт/входящее сальдо». Во-вторых, АСКУЭ для того и создана, чтобы в том числе избавить потребителей от самостоятельного снятия показаний.
Что делать, если после 10 числа показания в АИС «Расчёт» не появились или не обновились? В этом случае можно самому снять показания счётчика и указать их при оплате, а можно обратиться в энергоснабжающую организацию для выяснения причины. Для этого звоните по тел. 2-13-63 в рабочие дни с 8.00 до 20.00, в субботу — с 9.00 до 17.00. В «Энергосбыте» также можно получить информацию о расчётах за электроэнергию по своему лицевому счёту. А если предпочитаете сделать это дистанционно, то заходите в личный кабинет на сайте РУП «Витебскэнерго».
Вероника Филанович