Лукашенко заявил о необходимости установить единые жесткие правила игры для пассажирских автоперевозок

Безопасность

Необходимо досконально разобраться и установить единые жёсткие правила игры для пассажирских автоперевозок. Такую резолюцию вынес Президент Беларуси по итогам недавнего совещания, на котором обсуждался подготовленный правительством проект указа, регулирующий отношения в данной сфере. Тема настолько актуальная, что вызвала общественный резонанс, затронув за живое всех, кто столкнулся с чересчур либеральными подходами к наказанию недобросовестных участников этого бизнеса.

Лукашенко заявил о необходимости установить единые жесткие правила игры для пассажирских автоперевозок

Срубить проблему на корню

Проект указа об автомобильных перевозках пассажиров — в активной фазе доработки, но основные его моменты на совещании у Президента согласованы. К ключевым предполагаемым новациям относится создание реестра легальных перевозчиков, диспетчеров и водителей, занимающихся нерегулярными сообщениями. В этот перечень также планируется включать транспортные средства, чтобы не оставить никаких лазеек тем, кто при выявлении нарушений вздумает перерегистрировать свою кампанию и как ни в чём не бывало заниматься перевозкой пассажиров под другим названием. Также предусмотрены механизмы, позволяющие поставить на паузу деятельность недобросовестных перевозчиков либо вовсе исключить их из реестра. Что касается регулярных перевозчиков, то к ним как применялась процедура лицензирования, так и будет применяться.

Затронут изменения и интернет-агрегаторы. В настоящее время они организуют основной поток нерегулярных сообщений, львиная доля которых приходится на услугу такси. Как правило, это иностранные субъекты, чьи информационные системы и ресурсы зачастую находятся за пределами нашей страны. В итоге за свою деятельность они не несут никакой ответственности, а заинтересованы лишь в получении прибыли. Более того, информация о выполненных перевозках и сведения об их заказчиках из Беларуси хранятся на иностранных серверах. А это уже напрямую влияет на обеспечение национальной безопасности и защиту персональных данных. Именно поэтому такую практику, хоть на данный момент она и является законной, необходимо искоренить. Для этого всем агрегаторам, желающим работать на территории нашей страны, предложат зарегистрировать юридическое лицо в Беларуси и здесь же разместить свои информационные системы. Нет — до свидания. Тем же, кто примет новые правила игры (это касается не только иностранных фирм), будет запрещено подключать к системе перевозчиков, которых нет в реестре.

Цель этих и других корректировок в сегменте пассажирских перевозок ясна и прозрачна. С одной стороны, они призваны обеспечить пассажирам безопасные поездки, с другой — создать равные условия работы для всех перевозчиков, вывести из тени нелегалов. И тревожные звоночки для этого есть. В эфире СТВ прозвучали следующие цифры: по итогам 10 месяцев текущего года доля дорожно-транспортных происшествий с участием маршрутных транспортных средств, в которых погибли или получили ранения люди, составляет 5%, а из-за серых схем в бюджет недополучено 7,5 миллиона рублей. И это только установленные потери государства за 9 месяцев!

Саморегулирование бизнеса ≠ вседозволенности

Сумятицу в умы внёс Декрет Президента №7 «О развитии предпринимательства». С документом всё в порядке. Он был нацелен на значительное упрощение условий ведения бизнеса, минимизацию вмешательства государства в работу частников. А это как минимум новые рабочие места, самозанятость населения, возможность для предпринимателей регулировать ведение бизнеса самостоятельно, но в то же время нести ответственность за свою работу перед обществом. Вот только, как показала практика, не все доросли до таких либеральных условий и восприняли их как вседозволенность.

Особенно много хитроумных в числе «маршрутчиков». Они вполне себе резонно решили воспользоваться предоставленными послаблениями. И действительно: зачем работать по правилам, получать лицензию, заключать договор с исполкомом и ездить по расписанию, если можно без всякой лицензии зарегистрироваться под нерегулярные перевозки на свадьбах и экскурсиях и тайком уводить пассажиров у легальных перевозчиков прямо из-под носа, курсируя по тому же маршруту, только с небольшой форой во времени? Ну и пусть себе бюджет несёт потери, страдают права других, главное — я получаю прибыль.

Только серьёзная ответственность

Как эта хитрая схема «обкатана» на практике, хорошо по роду профессиональной деятельности знает начальник участка г. Поставы филиала «АТП №16 г. Глубокое» Сергей Криштафович.

— Недобросовестная конкуренция привела к тому, что многие были вынуждены упразднить свои маршруты, уволить сотрудников и даже ликвидировать предприятие, — рассказывает. — Напрямую коснулось это и нашего местного автотранспортного предприятия, которое из самостоятельной структуры реорганизовано в участок. Вместе с тем мы единственные в области, кто ежедневно совершает 5-6 рейсов по междугородним маршрутам. Даже Витебск, Полоцк и Орша в основном курсируют по городу и пригороду.

Естественно, мы работаем в правовом поле и несём намного больше расходов, чем те, кто налоги не платит, утаивает выручку и, самое страшное, не несёт никакой ответственности за безопасность пассажиров. Ведь наш автобус никогда не выйдет в рейс, если имеет техническую неисправность, а водитель не прошёл плановую медкомиссию и предрейсовый осмотр. Но даже если в пути случится авария, то билет, который выдают только легальные перевозчики, служит страховкой, что ущерб, причинённый здоровью и оплаченному багажу, будет компенсирован.

Как бы там ни было, люди вправе выбирать, как им поступать. А вот что делать с теми, кто вконец распоясался в погоне за лёгким рублём? Приструнят ли их планируемые новшества законодательства?

— Указ будет иметь вес и реально работать, если в нём предусмотрят серьёзную ответственность, — делится своим видением ситуации Сергей Криштафович. — И это не штрафы, которые существуют сейчас, а уголовная ответственность и конфискация транспортного средства, как это было раньше. Да, строго, но метод действенный, проверенный, многих спускал с небес на землю и направлял в легальное русло.

Не конкуренты, а партнёры

Чего скрывать: есть и те, кто откровенно спекулирует на этой теме, пытаясь преподнести планируемые изменения как попытку власти задушить бизнес, расчистив дорогу государственным перевозчикам. Вот только с ними в корне не согласны частники, легально работающие в этой сфере.

— До вступления в силу последних поправок в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» мы, частники, действительно были конкурентами с нашим местным АТП, а теперь — партнёры, — убеждён директор ЧТУП «ОдияТранс» Дмитрий Чаричанский. — Несмотря на серьёзные издержки, мы свой бизнес легализовали и теперь, как и государственные перевозчики, страдаем от недобросовестных конкурентов. В попытке защитить собственное дело куда только не обращались! Собралась внушительная по толщине папка переписки со всеми заинтересованными службами — от районного до республиканского уровня. Но, к сожалению, у нас пока так и не получилось отстоять свои интересы. Тем не менее мы не теряем надежды, что дело сдвинется с мёртвой точки, и рассчитываем на устранение всех лазеек в законодательстве для ведения теневого транспортного бизнеса.

На это и нацеливал Президент при обсуждении законопроекта, подчеркнув, что это важнейший документ, поэтому он должен быть исчерпывающим.

А что пассажиры?

К сожалению, не все в полной мере осознают, какой опасности себя подвергают, отправляясь в путь с нелегальным перевозчиком. Зато теперь о поставчанке Татьяне этого точно не скажешь. В попытке отстоять свою правоту, она собрала впечатляющее портфолио на пытавшегося «развести» её недобросовестного частника и дошла с ним до Администрации Президента. А начиналась история банально.

— Моя дочь за двое суток заказала у оператора место в маршрутке, отправлявшейся из Минска в Поставы, — рассказывала Татьяна. — Пришла в назначенное место к назначенному времени. Вместе с ней транспорт ожидали ещё 4 пассажира. Выждав все мыслимые и немыслимые сроки, стоя на морозе, стали выяснять, почему же никто не спешит их забирать. Ответившая на звонок женщина сказала, что водитель уже уехал, а когда услышала возмущения такой непорядочности, и вовсе отключила телефон. Это хорошо, что над компанией случайных попутчиков сжалился водитель государственного автобуса и согласился подвезти. Время было позднее, рейс последний.

Впечатлениями о своей несостоявшейся поездке поделились в интернете. И что вы думаете? Перевозчик пошёл в наступление — написал заявление о клевете. Дело до суда, естественно, не дошло (были свидетели, телефонная запись разговора), но вся эта история вынудила Татьяну, так сказать, поближе познакомиться с бесстрашным частником. Тем более что женщина не могла взять в толк, как такое вообще возможно. Очевидно ведь, что в интересах перевозчика — забрать пассажиров, заработать деньги. Как оказалось, там накопился целый сундук «волшебных» историй. Перевозчик оставлял с носом и других пассажиров, срывая поездки, бронировал у конкурентов билеты, чтобы те гоняли полупустой транспорт, выезжал на неисправном микроавтобусе, высаживал недовольных (даже с детьми, и те добирались попутками), грубил. Да чего там! Микроавтобус этот катился сам по себе вместе с пассажирами, пока водитель выходил на пару минут по своим делам. Но и это ещё цветочки по сравнению с тем, что шофёр не единожды засыпал за рулём и выезжал на встречную полосу. И все пытались жаловаться, но с перевозчика как с гуся вода.

Задуматься есть над чем. Но мы по обыкновению рассчитываем на авось да небось. Менталитет у нас такой. Разве с нами может что-то случиться? Беда — это где-то далеко, а я тем временем домчусь с ветерком и удобствами. А повезёт, так ещё и от дома заберут и к нужному подъезду доставят. Ну ни чета ведь неповоротливому 12-метровому автобусу, которому и останавливаться-то в черте города запрещено, не говоря уже о маневрировании в жилых микрорайонах. Только вот не оказался бы внешний лоск, явный и воображаемый, потёмкинскими деревнями, за фасадами которых прячутся неисправности транспорта, нетрезвые водители и испорченные нервы.

Вероника Филанович



Tagged

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.