За последние 5 лет количество детей с аутизмом в Беларуси увеличилось в 2,4 раза. Об этом ранее заявлял министр здравоохранения Дмитрий Пиневич.
Учитель-дефектолог детского сада №1 г. Поставы Илона Урандайкина об этой неутешительной статистике знает из собственного опыта. Всё чаще к ней за консультацией обращаются родители, обеспокоенные отклонениями в развитии детей. Возрастает и количество дошколят с расстройством аутистического спектра (РАС), с которыми специалист работает в саду. Причём работает ответственно, с полной самоотдачей и уже в свои 28 зарекомендовала себя как профессионал. Не зря именно она недавно представляла сферу образования Поставщины на областном этапе конкурса «SuperПрофи». Единственная путёвка на «республику» досталась не ей, но специалист не расстраивается, потому что её главные победы — в работе с детьми. О том, как непросто они добываются и как им порой противостоят родители, — в беседе с дефектологом.
— Илона Александровна, сегодня в белорусских СМИ об аутизме говорят как никогда часто…
— А всё потому, что в нынешнем году это заболевание взято на контроль правительства Беларуси. Под руководством председателя Совета Республики Натальи Кочановой создан консультативный совет по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития. Идёт постоянное обсуждение того, как на уровне государства создать и усовершенствовать условия для обучения, реабилитации, социальной адаптации и физического развития детей с РАС. При этом все специалисты в один голос повторяют: чем раньше будет выявлен и установлен диагноз, тем больше шансов помочь ребёнку. Но, увы, на практике это получается не всегда.
— Какие для этого есть препятствия?
— К сожалению, их нередко создают… родители, которые не признают и не принимают, что у их ребёнка РАС. Вот даже недавно в моей практике был случай. На консультацию привели девочку. Меня очень насторожило то, что она не смотрит в глаза, закрывает уши на громкие звуки, у неё нет указательного жеста, повторяются стереотипные движения. То есть все признаки РАС налицо. Но у родителей «вердикт» — дочь просто растерялась при чужом человеке. И пока они будут находить такие оправдания, будет теряться драгоценное время. Ведь чем раньше к решению проблемы будут подключены невролог, психолог, дефектолог, психиатр и другие специалисты, тем больше шансов на положительные результаты работы.
— Как правило, до двух лет. То есть уже в ясельной группе воспитатель может заметить те или иные отклонения в развитии. Сам диагноз выставляется не раньше чем в три года. Но к этому времени уже можно начать активно работать с ребёнком.
— В саду вы много времени уделяете таким детям?
— До 3,5 часа на одного воспитанника в неделю. К социализации таких дошкольников подключены и воспитатели. Есть тетрадь преемственности — в неё я записываю задания, которые рекомендую выполнять.
Сейчас в нашем саду 6 интегрированных групп, только у двоих деток официально выставлено РАС. Да, поначалу обычные дети не могут понять, почему среди них особенный ребёнок с особенным, непохожим, поведением. Но взрослые всячески помогают принять эту «непохожесть». Причём в процесс вовлечены все работники сада, его руководство. Ведём большую работу на сайте. Вместе организуем различные мероприятия. Одно из них называлось «Дети дождя» (так часто называют детей с РАС), все пришли на него в одежде синего цвета. Детям объяснили, почему у их особенных друзей есть воспитатели персонального сопровождения, почему таким мальчикам и девочкам нужны помощь и поддержка. И на практике такое взаимопонимание выстроить получается. Если дети видят, что их особенный друг плачет или расстроен, могут принести ему его любимую игрушку, пожалеть. Нужно — и сандалик застегнут, и другую помощь окажут.
— Насколько вам сложно работать с особенными детьми?
— Главное — изначально показать, что ты для них друг, а не строгий наставник. На занятиях не боюсь показаться смешной, стараюсь быть с детками на одном эмоциональном уровне. В обучение включаю через игру. Это длительный и непростой процесс: то, что с нормотипичным ребёнком изучаешь за час, с особенным — за пару месяцев.
— Среди детей с РАС часто есть те, кто совсем не разговаривает…
— Помогает система альтернативной коммуникации. Я её усиленно изучала, так как это было моей темой для самообразования при сдаче на квалификационную категорию. Для «разговора» с неговорящими детьми используются специальные карточки pecs. С их помощью ребёнок может выразить просьбу, ответить на вопрос, «сказать» о своих желаниях. Благодаря карточкам мы учим названия фруктов, игрушек… Одним словом, познаём мир. Когда в такую педагогическую деятельность ещё активно включаются и родители, прогресс может быть колоссальным. Недавно у мальчика, с которым мы работали 3 года, начали появляться зачатки речи. Эти чувства необъяснимы.
— Каким был ваш путь в профессию?
— Желание помогать другим живёт во мне с детства, большую часть которого я провела у бабушки в деревне Жуперки. Поэтому на воспитателя логопедической группы в полоцкий педколледж я поступала осознанно. Желание работать с детьми не отбило даже то, что во время практики кто-то из особенных мог подбежать и… укусить за шею. Пошла учиться дальше — поступила в БГПУ им. М. Танка на учителя-дефектолога. Обучаться продолжаю и сегодня: посещаю курсы и семинары, участвую в вебинарах, в том числе и на российских онлайн-площадках.
— Вы постоянно пропускаете через себя чужую боль, каково это?
— Морально бывает непросто, но есть понимание — каждому особенному ребёнку нужны забота, ласка, внимание, а главное — помощь. И их отношение к тебе окрыляет. Заходишь в саду в интегрированную группу, а детки бегут навстречу. Кто обнимет, кто даже поцелует… Их нельзя не любить, когда у них столько любви ко мне. И эти чувства взаимны. Если на занятиях ребёнок расплачется, всегда его обниму, прижму к груди, поглажу… И как бы ни было сложно, хочется дальше прикладывать огромные усилия для каждого маленького шага вперёд — ради одного сказанного слова, ради одной искорки в глазах этих маленьких звёздочек, которым очень легко «потухнуть» в современном обществе. Оно, как видите сами, далеко не всегда готово с открытым сердцем принять особенных детей…
Записала Инна Стадник