Профессиональный праздник — День железнодорожника — для пенсионерки Галины Кишко, её дочери Татьяны Михалевич и их близких является семейным. Их общий трудовой стаж в Воропаевской дистанции пути составляет 88 лет. Накануне праздничной даты корреспондент «ПК» познакомилась с влюблёнными в своё дело людьми и узнала, с чего началась их «железная» биография.
В далёком 1950 году мать Галины Михайловны, Леонарда Опалько, пришла работать в Воропаевскую дистанцию пути уборщицей. Женщина рано овдовела: ушёл из жизни её муж, который также трудился в железнодорожной отрасли. На тот момент маленькой Гале было чуть больше годика. Ждать помощи было не от кого. Работа Леонарды стала основным заработком, чтобы поставить малышку на ноги.
— Сложность состояла ещё и в том, что я наотрез отказывалась ходить в детский сад, там сильно плакала, — вспоминала о своём детстве рассказы матери Галина Кишко. — Поэтому мама приняла решение оставлять меня дома, а сама бежала на работу. В течение дня прибегала меня покормить, а заодно и проверить, всё ли в порядке. Видимо, дома я хоть и была одна, чувствовала себя гораздо лучше.
Без малого сорок лет на разных должностях проработала на железной дороге и сама Галина Михайловна. Вспоминает, как в 16-летнем возрасте ей предложили освоить профессию счетовода.
— От мысли, что буду работать, радости не было предела, — продолжала собеседница. — И хоть математика давалась мне сложно, всё же с поставленной для себя задачей справилась. А позже, работая, окончила вечернюю школу в Глубоком и Вильнюсский техникум железнодорожного транспорта.
Слушая воспоминания женщины о начале трудового пути, я не переставала восхищаться её выдержкой, оптимизмом, а главное — целеустремлённостью. В такие моменты понимаешь, что многое зависит от характера человека, его внутренних настроек на преодоление различных сложностей. Только представьте: чтобы подготовить ежемесячный отчёт, несовершеннолетняя девочка ночным поездом добиралась из Глубокого до Новодруцка, так как нужно было встретиться с бригадирами других железнодорожных станций. Приезжала туда поздней ночью, поскольку другой возможности добраться не было. В охапку с одеялом и специальным прибором для расчётов — арифмометром (его вес, кстати, — 3,5 кг) — она размещалась на вокзале и ждала утра.
— Это было время, когда жил в тех краях Долман, — улыбаясь, говорила Галина. — Людей к нему отовсюду ехали толпы. Так вот, утром меня не раз расталкивали и говорили: «Вставай, пошли к Долману — уже можно!»
Но путь молодой труженицы лежал в другом направлении — в контору. Там она собирала отчёты, а затем ехала в Воропаево, чтобы их сдать. Приходилось выкручиваться и здесь: то идти пешком, то, если повезёт, добираться на сборном поезде. Правда, остановку в Воропаево он делал не всегда — часто мог ехать прямиком в Поставы. Галина нашла выход и из этой ситуации: дожидалась, пока поезд проедет чуть дальше вокзала, где трава возле путей повыше, и выпрыгивала на ходу!
В родное Воропаево девушка вернулась работать после того, как чудом осталась жива после тяжёлой болезни — дифтерии. Здесь же, на работе, или благодаря работе нашла своё семейное счастье. Будущий муж работал мостовым мастером, позже — начальником дистанции. В браке у пары родились две дочери: Жанна и Татьяна.
Однажды случилось непоправимое. В день 20-летней годовщины совместной жизни после очередного рабочего дня муж домой не вернулся: во время рейдового осмотра железнодорожных путей у него оторвался тромб… Замуж Галина Михайловна больше не вышла.
Железная дорога стала связующей нитью и для семейного благополучия дочери Галины — Татьяны. Бывая у мамы на работе, ещё 15-летним подростком она приглянулась молодому мастеру стройгруппы Леониду. Через 4 года молодые люди создали семью, где вскоре на свет появился сын Павел. После декретного отпуска Таня долгое время работала в регистратуре поликлиники, а затем муж «перетянул» её в свою сферу деятельности. Сегодня Татьяна — бригадир предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов. В её обязанности входит выписка путевых листов, подсчёт расхода топлива, материальные выплаты ко дню рождения пенсионеров, посвятивших свою жизнь работе в железнодорожной отрасли, и многое другое. Вот уже 17 лет женщина довольна своей работой и в другой сфере себя не представляет.
С 2017 года присоединился к родителям и сын Павел. В феврале этого года он окончил Оршанский колледж — филиал Белорусского государственного университета транспорта по специальности «Железнодорожный путь. Путевое хозяйство». Сегодня молодой человек работает в бригаде по ремонту искусственных сооружений.
Представители трёх поколений железнодорожников тепло отзываются не только о своей работе, но и коллективах, в которых трудились и трудятся.
— Мы здесь как одна большая семья, — говорила Татьяна Михалевич. — На все праздники всегда вместе, помогаем друг другу. Дорогого стоит, когда идёшь на работу с огромным удовольствием!
P.S. У железной дороги существуют свои правила, своя речь, жизнь. Со стороны она может показаться скучной и однообразной. Но всё же какая-то невидимая сила стальной магистрали способна связать людские судьбы и навечно влюбить в себя тех, кто однажды связал с ней свою профессию.
С профессиональным праздником, вас, железнодорожники! Вагонов достатка вам, радости и любви в ваших личных составах!
Кристина Рубель