На прошлой неделе в редакцию пришла поставчанка. Она была очень расстроена тем, что ей нагрубили в общественном транспорте.
— В девять утра я села в автобус на конечной остановке в 5-м городке, — говорила женщина (имя попросила не называть). — Мне нужно было доехать до площади. Подошла к кондуктору, чтобы приобрести билет, но в кошельке оказалась только «пятидесятка». Увидев купюру, кондуктор нахамила мне, мол, где я вам найду сдачу? В её защиту подключился и водитель, угрожая, что имеет полное право высадить меня как безбилетницу. Давление продолжалось до тех пор, пока я не стала выходить на остановке «Школьник» — раз уж незаконно еду. Вслед услышала раздражённый голос кондуктора: «Я же сдачу вам насобирала, куда вы?!»
Женщина добавила, что государственным транспортом пользуется редко, в основном — частными маршрутками, и с подобной ситуацией не столкнулась ни разу.
— Водители там всегда вежливые, дают сдачу с любой купюры, — продолжала поставчанка. — А о таких упрёках в городских автобусах не раз слышала от своих знакомых. Сегодня и сама попала в неприятную историю. Поэтому хочется разобраться, кто всё-таки прав, а кто — нет.
За пояснением мы обратились в участок г. Поставы автотранспортного предприятия №16 г. Глубокое.
— К сожалению, подобные инциденты случаются, — комментировал ситуацию начальник участка Сергей Криштафович. — Здесь нужно ситуацию рассмотреть детально и с разных сторон. В начале рабочего дня у кондуктора есть разменные деньги, чтобы выдавать сдачу. Но, должен сказать, сумма эта совсем незначительная. Возможно, к тому моменту деньги закончились, и это усложнило работу кондуктора. А если представить, что пассажиров с крупными купюрами может быть одновременно несколько? Конечно, все они могут подождать, пока кондуктор обилетит других пассажиров, чтобы насобирать сдачу. А если в автобус вошло всего несколько человек, а пассажиру нужно выходить через пару остановок? В такой ситуации он остаётся без билета и едет «зайцем». Многие на это и рассчитывают, тем самым вызывая раздражение у кондуктора. Но хамить пассажирам, однозначно, непозволительно. Просто войдите и в её положение: при обнаружении безбилетников контролёрами страдают материально и кондукторы — урезают их зарплату.
Во избежание подобных инцидентов в автобусах размещены объявления, в которых мы просим пассажиров иметь при себе мелкие деньги. В законодательстве такой нормы нет, это исключительно наша инициатива. Также в некоторых автобусах есть услуга бесконтактной оплаты проезда через мобильный телефон по QR-коду (специальная наклейка внутри автобуса). Если она будет пользоваться спросом, то мы обратимся с ходатайством к руководству АТП N16 г. Глубокое, чтобы услуга появилась во всех автобусах.
В завершение хочется добавить, что ситуации бывают разные. Но в любой из них нужно сохранять человеческое достоинство: относиться друг к другу с пониманием и уважением. Тогда и конфликтов станет в разы меньше.
Кристина Рубель