Работник РОЧС Валерий Сеганкевич бесчисленное количество раз проявлял мужество и хладнокровие, когда спасал людей на пожарах, вытаскивал провалившихся под лёд рыбаков или работал на местах других ЧП. Но не мог сдержать волнительных эмоций в свой 48-й день рождения, когда в последний раз пришёл на работу в родной отдел.
28 апреля, 8 утра. Работники РОЧС выстраиваются на своей территории для смены дежурства. В строю — и спасатель Валерий Сеганкевич. Работе в райотделе по чрезвычайным ситуациям он посвятил 28 лет, 7 месяцев и 29 дней. Эти цифры озвучили коллеги, поздравляя Валерия Александровича с днём рождения.
Он не удивляется, когда через громкоговоритель доносится: «Старший инструктор-спасатель старший прапорщик внутренней службы Валерий Александрович Сеганкевич, на выезд!». Спасатель бежит в гараж, за считанные секунды надевает специальную защитную одежду, запрыгивает в пожарную машину. Но водитель везёт его не к месту ЧП, а на тренировочную площадку сразу за зданием РОЧС, где все продолжают поздравлять новоиспечённого пенсионера. Начальник Алексей Кисель зачитывает приказ об увольнении Валерия Александровича в запас, благодарит за добросовестное отношение к должностным обязанностям, наставническую работу с молодым поколением, вручает символические подарки.
Последним «испытанием» спасателя РОЧС было пройти сквозь зрелищную водяную завесу, сделанную с помощью перфорированных рукавов. По традиции таким образом работники МЧС «смывают копоть пожаров», накопившуюся за годы службы. А они были непростыми…
— Родом я из Дуниловичей. После армии поступил в радиотехническое училище в Витебске, поработал в телеателье, но решил уйти в РОЧС, — рассказывал о своём профессиональном пути Валерий Сеганкевич. — В отделе сначала был радиотелефонистом — принимал вызовы. Когда стала вакантной должность спасателя, перешёл на неё и за дальнейшие 15 лет службы об этом не пожалел ни разу. Хотя, признаюсь, начинать было непросто. На первом выезде на пожар на Лынтупщине волновался, боялся не успеть помочь, что-то упустить. Да и в плане обмундирования всё тогда было намного скромнее. Это теперь защищён с головы до ног. А случалось и такое, что на пожар выезжал в валенках.
Но даже самая современная форма не гарантирует спасателю безопасность. Не раз Валерий Александрович был в шаге от гибели: своей жизнью рисковал ради спасения тех, кто попал в большую беду.
— На всю жизнь запомнил день, когда пытался спасти рыбака, провалившегося под тонкий лёд, — вспоминал он. — Добраться к нему было крайне сложно: сам два раза ушёл под воду, одежда вся намокла. Другие ребята из нашего отдела вытаскивали меня верёвками. Один из них сегодня тоже стоял в строю, и я ему всю жизнь буду благодарен за то, что не дал утонуть. Ещё был случай, когда тушили ангар с техникой. В какой-то момент коллега приказал отступить, и через мгновение пылающая конструкция обрушилась на место, где я стоял. А ведь была мысль ослушаться…
Среди людей, спасённых Валерием, был и ребёнок, которого дедушка успел вывести на балкон горящей квартиры, и пожилые люди. Но каких нервов стоило родным спасателя каждое такое сражение со стихией!
— Жена всегда сильно переживала, даже плакала, — говорил Валерий Сеганкевич. — После того случая, когда я провалился под лёд, диспетчер позвонил ей и, ничего не объяснив, сказал: «Готовьте мужу одежду». Жена неправильно поняла, решила, что уже к похоронам нужно готовиться. Даже сложно представить её состояние в тот момент…
В двух словах и не расскажешь, сколько эмоций было за время службы. Трудностей достаточно, и, как у многих военных, иногда проскакивала мысль: «Скорее бы уже пенсия…» А сегодня стоишь возле отдела и не помнишь ничего негативного, и не осознаёшь, что последний выезд позади. И даже думаешь: «Может, ещё можно было поработать?» (смеётся — авт.)
Пенсионером Валерий Александрович себя не ощущает. Признаётся: после небольшого отпуска продолжит работать и дальше, только уже не в РОЧС. В планах больше времени посвящать детям, семье, хобби — подводной охоте и обработке дерева.
Дома о службе будут напоминать различные грамоты и награды, среди которых и медаль «За безупречную службу». Безусловно, будет на связи со своими коллегами. Им Валерий, уходя на пенсию, пожелал сухих рукавов и добросовестного отношения к общему делу: о поставской «пожарке» все должны говорить с гордостью!
Инна Снежкова