2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Лучи помощи для «детей дождя»
Альберт Эйнштейн, Вольфганг Амадей Моцарт, Чарльз Дарвин, Исаак Ньютон, Микеланджело. О них мы всегда говорим как о гениальных людях своего времени, но редко упоминаем о том, что все они в разной степени страдали расстройствами аутистического спектра (РАС). Это не помешало (а где-то даже и помогло) добиться в творчестве и науке немыслимых высот, которыми и сегодня восхищается человечество.
К сожалению, эти случаи — исключение из правил. Дети, рождённые с РАС, обычно имеют сниженные интеллектуальные способности, им тяжело социализироваться и выстраивать коммуникацию. Как помочь таким детям, хорошо знают в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Поставского района. В интервью «ПК» его директор Инна Кравчук рассказала, сколько детей с диагнозом «аутизм» живёт в нашем районе и как взрослые помогают им адаптироваться в обществе.
— Инна Ивановна, когда и как родители могут определить, что у их ребёнка аутизм?
— В большинстве случаев расстройства аутистического спектра проявляются в первые годы жизни. Самые внимательные родители замечают определённые признаки ещё во младенчестве: ребёнок не устанавливает с ними зрительный контакт, слабо реагирует на звук погремушки, позже сверстников узнаёт маму. У детей с аутизмом отсутствует указательный жест, они сопротивляются прикосновениям, любят повторять одни и те же движения: могут часами раскачиваться в кроватке, однообразно размахивать руками, долго издавать одни и те же звуки. Они также имеют сниженный болевой порог и склонны к саморазрушению: могут себя сильно укусить или травмировать другим образом. У такого ребёнка всё должно быть упорядоченно, и он отказывается играть по правилам даже в самые простые игры — те же прятки. Взрослые иногда принимают такие «странности» за особенности характера. Но каждый из перечисленных симптомов должен насторожить.
— Много ли детей с этим заболеванием на Поставщине?
— Сегодня диагноз «аутизм» в районе имеют 10 детей. В последнее время врачи его редко ставят в чистом виде, добавляя сопутствующие нарушения — например такие, как утрата интеллекта, аллалия (полное отсутствие речи). Отмечу, что заболеванием страдают чаще мальчики. Выявленное соотношение в диагностированных случаях по всему миру — 4 к 1, то есть из 10 человек с РАС будут 8 мальчиков и 2 девочки.
— Какая работа ведётся в районе для того, чтобы помочь детям с аутизмом адаптироваться в обществе?
— Все они охвачены определённым видом государственной помощи. В СШ №1 созданы два интегрированных класса, в которых обучаются два родных брата-аутиста. Благодаря большой работе, проведённой педагогами, этот опыт можно смело называть положительным: дети пусть и по чуть-чуть, но осваивают образовательную программу, а самое главное — общаются со сверстниками, перенимают у них правильное поведение и успешно социализируются. В этом большая заслуга и родителей, которые возили братьев на специальные занятия в Минск, очень рано обратились за помощью и в наш центр. Успехи ещё тем весомее потому, что у мальчишек биполярный аутизм: методики, подходящие одному из братьев, не подходят второму и даже вредят. Ещё один ребёнок ходит в интегрированную группу в детский сад №1. Шестеро детей с аутизмом обучаются на дому. Важно, что педагоги могут найти к детям индивидуальный подход. У них есть искреннее желание помочь ребёнку, они умеют расположить его к себе, а это в обучении играет ключевую роль.
Детей с аутизмом ещё называют «дети дождя». Именно такое название имеет известный американский фильм, где главный герой – аутист с феноменальными математическими способностями.
— При РАС утрата интеллекта обязательна?
— Нет, всё зависит от степени расстройства. Более того, дети с такими расстройствами имеют множество сильных сторон: они усидчивы, внимательны к деталям, у них хорошая зрительная и механическая память, есть склонности к однообразной работе, что может быть полезно в некоторых профессиях.
При самой лёгкой форме аутизма — синдроме Аспергера — ребёнок может дословно процитировать английскую песню, услышанную один раз, или фантастически считать в уме. Но при этом не скажет, какая на дворе пора года, так как не в силах это понять.
— Сейчас об аутизме всё чаще говорят в обществе, СМИ…
— Действительно, сегодня этой проблеме уделяется значительно больше внимания, чем прежде. Связано это и с тем, что количество детей с таким диагнозом растёт. Всё чаще специалисты говорят и о так называемом цифровом аутизме. Он возникает из-за того, что дети с раннего возраста не выпускают из рук планшеты и смартфоны. Одно из исследований доказало, что малыши, которые ежедневно проводили много времени с гаджетами, повзрослев, проявляли аутические черты: они хуже говорили, отставали по общим показателям развития. Поэтому хочу напомнить родителям о том, как важно «вживую» общаться с детьми, начиная с младенчества.
Есть ещё и такая проблема: родители препятствуют тому, чтобы детям был поставлен диагноз «аутизм». Мальчиков и девочек с РАС в районе однозначно больше десяти. Не все мамы и папы могут смириться с тем, что ребёнку будет дана группа инвалидности, хотя это происходит не во всех случаях. Между тем очень важно вовремя поставить диагноз, чтобы выбрать ребёнку правильный образовательный маршрут и как можно быстрее включить его в коррекционную работу. Она, как показывает практика, даёт результат.
Инна Снежкова