Рыбак рыбака не спасёт издалека
«Это ж как нужно любить рыбалку, чтобы рисковать ради неё жизнью!» — подумала я однажды, проходя мимо Мяделки. На льду сидел рыбак, а мимо него… проплывал лебедь. Мужчина спокойно наблюдал за пернатым «соседом» и думать не думал о том, чтобы встать и уйти куда подальше от… беды.
То, что она может случиться даже с самыми опытными рыбаками, подтвердил недавний трагический случай на озере Задевское. Мужчина 1967 года рождения провалился под лёд — его не спасли. Все «коллеги»-рыбаки об этом несчастье, конечно же, узнали: город маленький, и происшествие резонансное. Но оно уроком для рыбаков не стало: многие из них по-прежнему испытывают лёд (и судьбу!) на прочность. В этом убедилась лично, отправившись в профилактический рейд с начальником водолазно-спасательной станции ОСВОД Дмитрием Журовым и инспектором сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью РОЧС Виталием Змитровичем.
Ещё по дороге к водолазно-спасательной станции обращаю внимание на рыбаков, которые неподвижно сидят на залитом водой льду Мяделки. В нём живописно, как в зеркале, отражаются церковь, костёл. Но до красоты ли, если земля, а точнее лёд, начнёт уходить из-под ног?
— О том, что сейчас находиться на льду опасно, мы напоминаем рыбакам ежедневно, — говорит Дмитрий Журов. — Но тщетно: наши замечания игнорировали и, уверен, будут игнорировать дальше. Ведь кроме как провести беседу сделать мы ничего не можем. Запрета выхода на лёд в марте нет, а законодательством не предусмотрена ответственность за то, что человек рыбачит в опасных условиях. Может, получил бы штраф — подумал бы, выходить на весенний лёд или нет.
Рейд начинаем недалеко от водолазно-спасательной станции. Надев спасательный жилет, взяв на случай ЧП верёвки, Дмитрий направляется к рыбаку, сидящему посреди Мяделки. Беседует с ним, вручает памятки о безопасном поведении на льду. Возвращаясь на берег, докладывает обстановку:
— Сказал, что скоро уйдёт. Но я-то знаю: до вечера сидеть будет. И таких, не поддающихся никаким уговорам, у нас человек 15. Даже если нет клёва — всё равно идут каждое утро на Мяделку…
Переезжаем на мост по улице Гагарина. Замечаем, что по льду в сторону дороги движется рыбак. «Перехватываем» его уже на суше.
— Вы понимаете, что ходить по Мяделке уже опасно? — спрашиваю мужчину.
— Я, считайте, родился на этой реке, — отвечает он. — Живу возле костёла, знаю на Мяделке каждый сантиметр: где есть течение, где бьют ключи. И пока лёд будет держать, ходить на «зимнюю» рыбалку буду и дальше.
Представители РОЧС и ОСВОД вручают мужчине профилактические памятки, после чего переезжаем к мосту на объездной дороге. Под ним журчит набравшаяся весенних сил река, размывая лёд у берега. Рыбаков поблизости не видим, но в глаза бросается привязанный к дереву велосипед.
— Без сомнений, это транспорт рыбака, — констатирует Дмитрий Журов. Коллега видел его здесь и вчера, и сегодня утром. Сейчас, наверное, в сторону леса пошёл. А может, сидит где-то рядом — в таких камышах попробуй кого рассмотри! Если бы ещё жилеты спасательные надевали, легче было бы найти, в том числе и в случае ЧП. А вообще на оказание помощи здесь рассчитывать не приходится: машины мчатся, пешеходов встретишь редко. Кричи не кричи — вряд ли кто-то оперативно вызовет спасателей.
Беда ещё и в том, что рыбаки не думают о безопасности до выхода на лёд, не берут с собой средства спасения. Кусок обычной верёвки мог бы предотвратить трагедию на Задевском, но её ни у тонущего рыбака, ни у спасающего не оказалось.
Памятки оставляем в багажнике велосипеда и возвращаемся к станции. По дороге Дмитрий Журов отмечает: беспечные рыбаки мало того что подвергают свою жизнь опасности, подают плохой пример детям. Школьники, глядя на «дядей» на льду, и сами ступают на него, будучи уверенными, что лёд прочный. А это далеко не так.
— Сейчас на водоёмах крайне опасная ситуация, — резюмировал начальник водолазно-спасательной станции. — Погода неустойчивая, опасные места определить визуально сложно. Это касается и прудов. Буквально на днях стал свидетелем того, как на одном из них, недалеко от СШ №3, без присмотра баловались два ученика 4 и 5 классов. Во льду дыру пробили — игры у них такие… А чем всё могло бы закончиться, если бы я их оттуда не заставил уйти?
В период такой сложной обстановки на льду будем чаще патрулировать водоёмы, проводить профилактическую работу, усиленно смотреть за школьниками. Но хочется, чтобы каждый помнил и понимал: жизнь хрупка, как тонкий лёд, и подвергать её опасности не стоит.
Инна Снежкова