Директор Национального института образования Валентина Гинчук рассказала об особенностях проведения выпускного экзамена по истории Беларуси для девятиклассников в 2022/2023 учебном году.
До текущего учебного года выпускной экзамен по истории Беларуси сдавали учащиеся одиннадцатого класса. Испытание проходило в устной форме, учащиеся тянули билет, в каждом — по три вопроса. В 2022/2023 учебном году выпускной экзамен по истории Беларуси будут сдавать девятиклассники. В связи с чем было решено перенести экзамен на два года ранее, по каким критериям будут оцениваться знания ученика?

— Возвращение к проведению выпускного экзамена по истории Беларуси в 9 классе, а такая практика у нас была до 2014 года, связано, во-первых, со значимостью этого учебного предмета для воспитания патриота и гражданина Республики Беларусь, успешной социализации выпускников базовой школы в обществе, — отметила в интервью корреспонденту sb.by директор Национального института образования Валентина Гинчук. — Во-вторых, в 2015–2021 годах произошло обновление содержания общего среднего образования. Мы вернулись к концентрической структуре школьного исторического образования, при которой история Беларуси как учебный предмет изучается дважды: в 6-9 классах – на хронологическо-событийном уровне, в 10-11 классах – на проблемно-теоретическом уровне. К окончанию базовой школы ученики уже изучили историю Беларуси с древнейших времен по начало XXI века.
Проверка знаний девятиклассников по истории Беларуси также пройдет в устной форме, по экзаменационным билетам, разработанным Министерством образования Республики Беларусь. К слову, экзаменационные билеты уже размещены на национальном образовательном портале, в разделе «Экзамены».
Валентина Гинчук подчеркнула: в экзаменационных билетах для 9 класса есть очень важное изменение. Она пояснила:
— Первый вопрос каждого билета направлен на проверку усвоения учащимися важнейших событий истории Беларуси, изученных в 6–9 классах. Он предусматривает воспроизведение учебного материала. Отвечая на первый вопрос, ученик должен описать указанные в формулировке вопроса исторические факты, указать их хронологические рамки, назвать исторических личностей и дать определения исторических понятий, имеющих отношение к указанным историческим фактам, а также объяснить наиболее существенные причинно-следственные связи между историческими фактами.
Второй вопрос экзаменационного билета предусматривает выполнение практического задания, направленного на проверку умений учащихся работать с разными источниками исторической информации: фрагментом исторического документа, исторической картой, схемой, таблицей, диаграммой, графиком, фрагментом статьи, иллюстрацией, иными источниками.