Что толкает людей на суицид? Стоит ли всерьёз воспринимать угрозу лишить себя жизни? А главное — что делать, чтобы жертв было как можно меньше? Обсудить эти непростые вопросы собрались специалисты за круглым столом в райисполкоме.
На встречу пригласили медиков, священников, заместителей директоров школ по воспитательной работе, заместителей руководителей предприятий по идеологической работе, представителей общественных организаций — всех, кто напрямую контактирует с детьми и взрослыми и способен распознать и предотвратить беду. Модератором беседы выступила заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних райисполкома Марина Наганович, которая нацеливала аудиторию не только обозначать проблему, но и предлагать возможные пути её решения.
За каждой цифрой – конкретная история
Прежде всего, врач психиатр-нарколог ЦРБ Елена Пучинская провела анализ суицидов и парасуицидов в нашем районе (опубликован в №72 «ПК»). А также дала ряд советов, как определить, что человек задумал непоправимое, призвала быть внимательными к родным и близким, а в случае чего — обращаться за помощью к специалистам.
Опиралась на цифры, в том числе общемировые, в своём выступлении и главный врач райЦГЭ Светлана Рассеева. Она, в частности, отметила, что во всех странах превалируют мужские суициды. Тревожит и то, что они значительно «помолодели»: если раньше группу риска составляли 30—50-летние, то сейчас всё чаще свести счёты с жизнью пытаются люди в возрасте 15—30 лет.
— Думаю, это связано с бесконтрольным пользованием интернетом, — предположила Светлана Анатольевна. — Это меняет сознание детей и подростков, учит мыслить клипово. Уже никого не удивит такая картина, когда 6 человек сидят рядом и вместо того, чтобы общаться и делиться своим мнением, каждый смотрит в свой телефон. Возникла и такая проблема, как буллинг, когда ребёнка притесняют из-за каких-то физических недостатков. От постоянных издевательств он замыкается в себе, и если у него нет доверительных отношений с родителями, нет друга, с которым можно это всё проговорить, то могут возникнуть проблемы.
В то же время, не нужно направлять профилактическую работу лишь на детей и подростков, убеждена главный санитарный врач района. Её следует активизировать и со взрослыми. К примеру, в трудовом коллективе работник как на ладони, и коллегам легче, чем посторонним людям, определить его пограничное состояние. Тем более что подавляющее большинство суицидально настроенных людей хотят быть услышанными, поэтому, как правило, озвучивают своё намерение окружающим. А вот к психологам наши люди обращаться стесняются, считая, что на них пожизненно поставят клеймо и будут указывать пальцем. Такое отношение к врачебной помощи обязательно нужно переломить. Тот же Запад давно засыпает и просыпается с психоаналитиком, доверяя специалисту найти корень своих проблем, чтобы в последующем их устранить. И никто не видит в этом ничего постыдного.
Каждый случай суицида – это трагедия для семьи и общества. Уход из жизни трудоспособных людей или их инвалидность при несостоявшейся попытке затрагивают не только чувства родственников и близких, но и экономические интересы страны.
В Госпрограмме «Демографическая безопасность и здоровье народа» на 2021—2025 годы поставлена задача к 2030-у в три раза снизить количество суицидов. К этому стремятся и Цели устойчивого развития ООН, к реализации которых Беларусь присоединилась в 2017 году.
Понять подростков…
В этом году в районе зафиксировано 3 парасуицида среди юношей в возрасте от 14 до 17 лет. Причина — отсутствие взаимопонимания с родственниками. В одном случае парень побоялся признаться, что не сдал сессию, в другом — ощущал отсутствие интереса со стороны мамы, лишённой родительских прав, в третьем — остро переживал развод родителей, которые своей проблеме уделяли больше внимания, чем ребёнку.
— Во время приёма в детской поликлинике мы всегда обращаем внимание на состояние ребёнка. Но увидеть истинную картину порой не позволяет время, на него отведённое, закрытость ребёнка, — говорила районный педиатр Зоя Щелкун. — К тому же мы не так хорошо знакомы с пациентами, как родители, учителя и социальные педагоги, способные оценить изменения в их поведении. Помогают в этом и тесты на наличие тревожности. Для ребят с 12 лет они проводятся по согласию родителей, с 15-ти — оно не требуется. При выявлении нарушений сообщаем об этом родителям и рекомендуем обратиться к психологу. Во время беседы он определит, нуждается ли ребёнок в помощи психиатра. Также с этого года в ЦРБ введена ставка детского психолога.
…и пожилых
Стремятся ускорить приближение смерти и пожилые люди. Как правило, из-за болезни, одиночества, мнимой бессмысленности существования.
— У нас на учёте состоит около 10 тысяч пожилых, инвалидов, одиноких и одинокопроживающих, — проинформировала директор ТЦСОН Мария Раковская. — Охватить вниманием всех, к сожалению, не можем. Кстати, только тысяча из них действительно одинокие люди. У остальных есть дети трудоспособного возраста. И если мы видим какую-либо проблему в их взаимоотношениях с родителями и указываем на неё, они очень агрессивно реагируют, напрочь отказываясь слушать наши подсказки, как помочь родителям. Не всегда соглашаются с разумными доводами и пожилые. К примеру, в наших отделениях круглосуточного пребывания достойные условия жизни, но переезжать в них некоторые отказываются даже несмотря на то, что дома у них они значительно хуже.
Работники ТЦСОН проводят много мероприятий, широко рекламируют их через СМИ. Но проблема в том, что замкнутые люди как не ходили на них, так и не ходят, предпочитая жить уединённо. Есть и такие, кто даже с соцработниками общается из-за закрытой двери, если те приходят к ним домой. Поэтому Мария Юрьевна полностью поддерживает встречи в трудовых коллективах, на которых можно будет достучаться до детей пожилых людей.
Жизнь – не отдых, а подвиг
Настоятель храма Святителя Николая Чудотворца г. Поставы отец Валерий указал на то, что не все понимают смысл своей земной жизни. На самом деле она принадлежит не только нам, но и Богу, давшему её нам вместе с крестом, который нужно донести до конца. Поэтому церковь определяет суицид как страшный грех. Человек лишается отпевания, за него нельзя совершить молитву. То же касается и эвтаназии.
— Следует понимать, что впереди нас ждёт другая жизнь — жизнь вечная. Земная — лишь предисловие к ней, и её цель — попасть в царствие Божие, — объяснял отец Валерий. — Порой бывает нелегко, но помните, что после всякой скорби Господь даёт человеку радость. Святые сподвижники учат, что наша жизнь — не отдых, а подвиг. А поскольку сделать доброе дело Богу мы не можем, нужно делать его ближним. Если же человека посещают дурные мысли, нужно прийти в церковь на исповедь. Покаяние очищает душу и сердце.
В этом вопросе католическая церковь полностью разделяет позицию православной: мы не являемся хозяевами собственной жизни, а потому не имеем права лишить её ни себя, ни кого-то другого.
— Наш долг — помочь другому человеку во время исповеди или просто беседы выйти из этой сложной ситуации, — убеждён настоятель прихода Иисуса Милосердного в Поставах ксёндз-декан Павел. — Священник — тот же психолог. Я всегда готов выслушать, помочь найти смысл жизни, советую обратиться к врачу. Сейчас такие разговоры веду с двумя молодыми парнями. Один из них первый раз пришёл ко мне после службы под воздействием алкоголя. Изливал душу 1,5 часа. Теперь регулярно заходит трезвый.
Подводя итоги круглого стола, решено расширить формы сотрудничества между всеми его участниками. В частности, планируется проводить встречи в трудовых коллективах, участвовать в открытых уроках и родительских собраниях, приглашать священнослужителей на заседания общественного пункта охраны правопорядка, организовывать больше позитивных мероприятий, в том числе в сельской местности.
Вероника Филанович