С начала 2022 года в Республике Беларусь задержано 8 граждан, совершивших уголовно наказуемые деяния, связанные с повреждением инфраструктуры Белорусской железной дороги, и срыв графиков движения поездов. Подобные преступления совершались и в Витебской области. Так, 16 марта из строя было выведено оборудование на перегоне Фариново—Загатье, а на следующий день на станции Орша-Центральная из релейного шкафа неизвестные похитили 6 сигнальных трансформаторов, в результате чего почти 6 часов не работал светофор.
Подобные факты также недавно зафиксированы в Гомельской, Минской, Могилёвской, Брестской областях. Данные противоправные деяния квалифицируются как преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а порой могут расцениваться как акты терроризма.
В связи с участившимися случаями «рельсовых» диверсий напоминаем: за нарушение безопасности движения железнодорожного транспорта и совершение действий, создающих угрозу безопасному функционированию железной дороги, предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.
Так, за подкладывание на железнодорожные и трамвайные пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения железнодорожного или городского электрического транспорта, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 18.2 КоАП Республики Беларусь. Штраф в этом случае составит от 2 до 10 базовых величин. За повреждение железнодорожного или трамвайного пути, защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов, сооружений и устройств сигнализации и связи по ч. 2 этой же статьи грозит штраф в размере от 20 до 50 БВ.
Если умышленное блокирование транспортных коммуникаций повлечёт за собой ущерб в особо крупном размере, тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, смерть человека, наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 310 УК Республики Беларусь. Максимальный срок наказания по ч. 2 данной статьи — 10 лет лишения свободы. Аналогичная ответственность наступает по ст. 309 УК за умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения.
Железная дорога является источником повышенной опасности. Незаконное вмешательство в её безопасное функционирование может привести к тяжким необратимым последствиям, гибели людей. Нельзя забывать о составах с опасными грузами, которые, перевернувшись, способны причинить серьёзный вред окружающей среде, не говоря об убытках для субъектов хозяйствования и государства.
Если в ходе разбирательства будет установлено, что вышеуказанные деяния были совершены общеопасным способом, имели цель устрашения населения либо дестабилизации общественного порядка, они будут квалифицированы по ст. 289 УК как акт терроризма со всеми вытекающими из этого последствиями.
Александр Мяделко, первый заместитель начальника ОВД райисполкома