Таможня даёт добро
Автодорожный пункт пропуска «Котловка» — своеобразное окно в Европу для жителей нашего района: преодолел 95 километров, прошёл необходимые процедуры — и ты на сопредельном пункте пропуска «Лаворишкес». Вместе с тем «Котловка» — это не только кратчайший путь пересечь границу с Литвой для тех, кто не прописан в приграничье, но и место работы некоторых поставчан. Причём как таможенников, так и пограничников.
Первой на «Котловке» встречаем… поставчанку, представителя пограничной службы. Но здесь мы по приглашению официального представителя Гродненской региональной таможни Юлии Романюк. Повод — написать материал ко Дню образования Гродненской региональной таможни. Она является одной из крупнейших в системе как по численности сотрудников, так и по транспортным потокам, проходящим по её территории. Протяжённость границы в зоне деятельности таможни — 556 километров. В состав структуры входит и «Котловка».
— Пункт пропуска открыт в 1991 году, реконструирован в 2006-м. Имеет статус международного, — проводит экскурсию начальник таможенного поста «Котловка» Андрей Зайцев. — Пропускная суточная способность в одну сторону — 250 большегрузов, 635 легковых автомобилей и 15 автобусов. Для движения транспорта действуют 6 полос на въезд и 5 на выезд из Беларуси. Для удобства водителей и пассажиров легкового транспорта и автобусов — зелёный и красный коридоры. По зелёному пересечь границу могут те, кто не перемещает товары, подлежащие обязательному письменному декларированию. Их список можно увидеть на электронных табло, установленных к Европейским играм. Для водителей большегрузов функционирует система электронной очереди предоставления документов для таможенного оформления.
Пункт пропуска оборудован и системой новейшего цифрового видеонаблюдения. С её помощью как на ладони видны не только все рабочие места сотрудников таможни, но и каждый метр пункта пропуска, где стоят автомобили, передвигаются водители. Действует автоматизированная система распознавания номеров. А вблизи пункта пропуска есть площадка, где налажена система электронной очереди по грузовому направлению для транспорта, следующего на выезд из Беларуси в Литву. Здесь же созданы комфортные условия для отдыха водителей.
В помощь – технические средства и четвероногие друзья
В пункте пропуска есть целый арсенал технических средств таможенного контроля. Среди классических видеоэндоскопов, металлодетекторов, досмотровых щупов, зеркал, фонарей и др. здесь «прописались» современные настольные и переносные детекторы следов взрывчатых веществ и наркотиков. Они содержат базу с большим перечнем этих веществ и позволяют определить наличие любого из них — как на человеке, так и на перемещаемых им товарах, в том числе внутри автомобиля.
— Техника настолько чувствительная, что реагирует буквально на несколько атомов вещества, — демонстрирует прибор в действии заместитель начальника таможенного поста Юрий Василевский. — «Обоняние» у детектора чрезвычайно острое. Порой даже слишком. К примеру, был такой случай. Супруги купили за границей винтажный чемодан, чтобы использовать его для украшения интерьера своего галантерейного магазина. Аппарат показал наличие в чемодане следов кокаина. Наркотик, как выяснилось позже, перевозили в нём прежние владельцы.
В автобусном зале тоже есть «новичок» — современная сканирующая установка. С её помощью, не вскрывая багаж, можно увидеть всё его содержимое: на экран выводится трёхмерное изображение, которое можно вращать и рассматривать в разных плоскостях. К тому же «томограф», как прозвали технику, подаёт сигнал, если в багаже есть оружие, наркотики и другие запрещённые к перемещению товары, в разы ускоряет время досмотра.
Одно из последних приобретений — новейшая система радиационного контроля, установленная на линии въезда и выезда грузового автотранспорта. Она позволяет контролировать перемещение через границу опасных источников ионизирующего излучения — от загрязнённых отходов до элементов ядерного оружия. В случае превышения радиационного фона проехать грузовику через умные «ворота» не удастся: соответствующее сообщение тут же поступает на компьютер таможенника, работающего на технологической линии «Въезд грузов». Если подозрения подтвердятся при повторном дозиметрическом контроле — вызываются работники МЧС.
Умную технику всегда подстрахует острый нюх четвероногих напарников, можно даже сказать, питомцев: собака и служит, и живёт вместе со своим кинологом. В наш приезд в тандеме работали старший инспектор кинологического отдела Виталий Янковский и красавец Азар, методично обнюхивавший груз и транспортные средства.
Длинношёрстная немецкая овчарка может унюхать не только наркотики, но и скрытую валюту. Обнаружив контрабанду, она подаёт сигнал своему напарнику. Какой — информация для служебного пользования. Скажу лишь, что он может быть абсолютно разным, в зависимости от той команды, какой обучит кинолог: гавкнуть, присесть, царапнуть…
Когда таможня – призвание
Поставы—«Котловка» — маршрут не просто знакомый, а, можно сказать, обыденный для поставчанина Дмитрия Ананько. С небольшим перерывом он ездит по нему на работу уже 10 лет. Придя в 1997-м в Поставскую таможню, даже после её расформирования остался верным профессии. По итогам работы за прошлый год он отмечен Благодарностью председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Застаём нашего земляка за проверкой паспортов у водителей большегрузов. До недавнего времени эти функции выполняли пограничники. С сентября прошлого года в качестве эксперимента они переданы таможенникам. «Идентификация личности — задача сложная, — рассказывает Юлия Романюк. — Нужно учитывать возрастные изменения, косметологические операции, последствия аварий и другие факторы. Сделать правильное заключение помогают опыт и специальные знания». Подлинность паспорта определяется с помощью прибора «Регула», сканирующего документ, и портативной лупы. Проверяется и договор страхового обязательства, оплата местного сбора за пересечение границы.
А вообще Дмитрий Геннадьевич, как и большинство его коллег, — специалист универсальный.
— Сотрудник таможни должен уметь работать на всех линиях, за исключением паспортного контроля. Здесь нужно пройти специальное обучение, — поясняет старший инспектор Дмитрий Ананько. — Заступая на 12-часовую смену, мы не знаем, на какой линии окажемся: рабочее место в автоматическом режиме определяет система распределения буквально за несколько минут до её начала. Работаем с документами, техническими средствами таможенного контроля, досматриваем автомобили и грузы, осуществляем ветеринарный и санитарно-карантинный контроль… Лично мне больше всего нравится работать с грузами. Привлекают развёрнутая номенклатура перемещаемых товаров и география их происхождения.
Как раз досмотром груза и занимался поставчанин Сергей Костень, работавший в ту смену в боксе углубленного досмотра грузового транспорта. Как и его коллега, начинал на Поставской таможне, общий стаж работы — 30 лет.
— Проверяли, соответствует ли груз документам, — комментировал главный инспектор отдела таможенных операций и контроля Сергей Костень. — Нет ли незадекларированных товаров, запрещённых или ограниченных к перемещению. Нередко бывают превышения по весу и количеству наименований. На этот раз нарушений не выявлено.
Так бывает не всегда. Из последних наиболее ярких случаев Сергей Иванович приводит в пример перемещение разобранной машины, которая перевозилась под видом запчастей и дорожного катка, имевшего отличный от заявленного код. Причина ясна как день — сэкономить на размере платежа. Но на то и нужны таможенники, чтобы защищать экономические интересы государства. Быть всегда впереди на шаг контрабандистов позволяет постоянное совершенствование инфраструктуры и технических средств. В этом году на «Котловке» появится мобильный инспекционно-досмотровый комплекс — «рентген» для автотранспорта.
Вероника Филанович