Инклюзивные классы: как помочь адаптироваться особенным детям в школе?

Главное Общество

Школьные годы чудесные?

1 сентября я присутствовала на торжественной линейке в воропаевской школе. В центре внимания многочисленных гостей были два десятка первоклассников. Когда выпускники взяли каждого за руку и повели по залу, стало заметно: одна девочка имеет особенности развития. Она шла не таким бодрым шагом, как ровесники, отличалась от них и внешне.

В голове непроизвольно мелькнули вопросы: как отнесутся к девочке в школе? будут ли у неё по жизни друзья? И сразу вспомнились грустные рассказы подруги: её дочь с ДЦП в классе обзывают криворукой, другими обидными словами, доводя до слёз и отбивая желание идти в школу.

Вспомнила и недавно прочитанную книгу, где главная героиня — девочка в инвалидной коляске. Книга необычная, на тему, на которую ни в обществе, ни в литературе говорить не принято. Поэтому материал о социализации особенных детей хочется начать именно с неё.

Инклюзивные классы: как помочь адаптироваться особенным детям в школе?

Выдуманное – о правдивом

Книга называется «Сад з матылькамі». Её автор — белорусская писательница, в прошлом — главный редактор журнала «Алеся» Тамара Бунто. Она много пишет для детей, но к теме особенного детства обратилась впервые. Впервые не только в своём творчестве, но, кажется, и в детской белорусской литературе в целом.

— Однажды моя внучка сказала мне, что у неё в классе есть девочка, с которой никто не дружит, потому что она «ненормальная», — рассказывала предысторию написания книги Тамара Бунто. — Оказалось, что у девочки есть особенности развития. Я попросила внучку подружиться с ней, но ту через некоторое время перевели в другой класс.

Был и собственный не очень приятный опыт, когда я после серьёзной травмы привела дочку в школу и попросила учителя быть к ней более внимательной. Но та отмахнулась: «У меня их 30! Как я могу проследить за каждым?!» В результате отношения не сложились, и мы перешли в другую школу.

Инклюзивные классы: как помочь адаптироваться особенным детям в школе?
Тамара Бунто

Инклюзивные классы: как помочь адаптироваться особенным детям в школе?

Все эти переживания и впечатления автора нашли отражение в новой книге. Её главную героиню зовут Даша. Маленькой девочкой она попала в аварию, в которой погибли родители. Дашу, прикованную после травмы к инвалидной коляске, стали воспитывать бабушка и дедушка. Они дарили ей свою безграничную любовь, но девочка мечтала о настоящих друзьях и не могла дождаться, когда пойдёт в 1 класс. Даже на уроках физкультуры себя представляла: «А что — дети побегут, а я поеду рядом …»

1 сентября мечты ребёнка разбились о суровую реальность. На линейке все оглядывались на Дашу, рассматривая её, как чудо. Сосед по парте от неё отодвинулся на первом же уроке, а мама мальчика ещё и пожаловалась учителю. Той пришлось оправдываться: «Извините, эксперимент».

Вскоре его признали неудачным, и Даша стала учиться дома. Всё своё время она проводила в прекрасном дедушкином саду и общалась с… бабочками, гусеницами и другими садовыми обитателями, так как понимала их язык и могла с ними разговаривать. Одной из приятельниц стала гусеница, которую обитатели сада не принимали из-за неприятной внешности. При этом не подозревая, какие чудесные метаморфозы ей предстоят в будущем и как много в ней станет красоты.

Заканчивается книга оптимистически: 11-летняя Даша получает возможность обследоваться у хорошего хирурга, а в гости к ней приходит новая учительница с одноклассниками и приглашает с 1 сентября снова учиться в школе.

Победила дружба

Сегодня такими школьными «экспериментами», описанными в книге, не удивишь никого. Не только в городских, но и в сельских школах открываются инклюзивные классы. В теории они должны помочь больным деткам социализироваться, а здоровых — научить гуманизму и заботе о ближних. А что на практике? Ответ на этот вопрос решила поискать в той же воропаевской школе.

Сейчас там три инклюзивных класса. В одном из них учится 13-летняя Лиза Красовская. После перенесённого в три года менингита она перестала слышать. Более того, после комы и месяца в реанимации девочка заново училась ходить и говорить.



Мамы особенных детей мечтают, чтобы дети принимали себя такими, какие есть, и не стеснялись своих особенностей.

Рита Шилей



— Это был тяжелейший период в жизни, — вспоминала мама Лизы Марта Красовская. — Когда всё стало возвращаться на круги своя, решила отдать дочку в детский сад. Конечно, поначалу у детей к ней было повышенное внимание. Но не обижали — наоборот, помогали. И если бы не та поддержка детей и их родителей, я, может, и не осмелилась бы отдать Лизу в школу.

Сейчас Лиза учится в 8 классе. Её любимый предмет — биология. Недавно даже участвовала в районной олимпиаде за 9 класс, где показала 8-й результат.

— Учиться Лиза старается, — продолжала мама. — В школу она ходит со специальным слуховым аппаратом, из-за него не комплексует, не прячет его под волосами. Если что-то недослышит, то и одноклассники подскажут, и учителя лишний раз объяснят. Я им за это очень благодарна. Пару неприятных ситуаций в школе было, но мы их быстро разрешили и забыли.

Инклюзивные классы: как помочь адаптироваться особенным детям в школе?

У ещё одной мамы из Воропаева — Виктории Януш — также остались хорошие воспоминания об учебном процессе её 19-летнего сына Якова.

— У Яши сложный диагноз — «тетрапарез ІІІ степени, гидроцефалия», из-за которой шунтирован мозг. Он с трудом ходит, плохо держит руки, поэтому учился в основном на дому, ­— рассказывала Виктория Викторовна. — Но Яша просился поприсутствовать на уроках, побыть в компании одноклассников, потому что они к нему хорошо относились. В прошлом году даже был с ними на выпускном. Общается со школьными друзьями и сейчас. Они могут заехать за Яшей и забрать с собой в гараж, где ремонтируют машины, позволяют ему что-то там сделать. Для сына, который, как и все мальчишки, любит технику, это всегда положительные эмоции.

Виктория, как может, поддерживает увлечения ребёнка. Как результат — у Якова есть диплом международного дистанционного конкурса инклюзивного художественного творчества и диплом одного из победителей республиканского конкурса письменных творческих работ «За что я люблю родную землю».

Есть проблема

Эти две истории о детях из г. п. Воропаево вселяют оптимизм. Но это не значит, что проблем в социализации особенных детей не существует. Лучше других о них знает поставчанка Рита Шилей — она постоянно общается с мамами особенных детей, многое может рассказать и исходя из своего опыта.

— Как поведут себя здоровые дети по отношению к больному, зависит и от классного руководителя, и от воспитания учеников, и от их родителей, — говорила Рита. — Думаю, даже место проживания в той или иной степени влияет на климат в инклюзивном классе. Всё же в сельской местности, где все друг друга знают, где люди проще, больше шансов на уважительное отношение к особенным детям.

Рита уверена: не только детям, но взрослым принять особенности другого человека сложно. В западных странах к решению этого вопроса порой подходят очень необычно. Например, в Варшаве есть ресторан, где посетители сидят в кромешной темноте, а обслуживают их слепые люди. Так каждый человек может понять, что ежедневно чувствуют незрячие. А в музее Коперника есть зона, которую любой здоровый человек может преодолеть на… инвалидной коляске. И вместе с этим почувствовать: каково это, когда не можешь передвигаться самостоятельно.

— У нас к таким смелым экспериментам, наверное, ещё не готовы. Да и в целом не готовы принимать больного ребёнка как личность, — уверена Рита Шилей. — На примере дочери знаю, насколько сложно таким детям прийти в общество, которое не принимает их особенности. И чтобы смягчить стресс, не нужно средств — нужны открытые сердца. Вспоминаю случай. У знакомой дочка с ДЦП долго болела. И когда вернулась в сад, ей подарили стопку открыток. Их нарисовали для своей особенной подруги дети из группы. И сколько радости было у девочки! Её не забыли! Да что там открытки, даже одно сообщение на телефон — это уже моральная поддержка для ребёнка.

К сожалению, у моей Сони отношения в классе складываются непросто. Да, есть те, кто её поддерживает, но в то же время некоторые дети делают акцент на особенностях дочки — смеются и обижают. 

Инклюзивные классы: как помочь адаптироваться особенным детям в школе?
София Шилей. Фото Риты Шилей

Рита знает немало грустных примеров, когда деток с особенностями развития в коллективе не только не принимали, но и унижали, насмехались.

— Знакомая из России рассказывала, как «заклевали» в школе больную дочь. А когда мама перевела её в другое учреждение, девочка просто расцвела, — продолжала собеседница. — Благодаря другому отношению, поддержке ребёнок стал увереннее в себе, а главное — полюбил себя. А ведь мамы особенных детей мечтают именно об этом: чтобы дети принимали себя такими, какие есть, и не стеснялись своих особенностей.

Как им в этом помочь? Рита считает, в школах нужно чаще говорить об особенных детях: проводить классные часы, мероприятия, показывать мультфильмы (их на тему инклюзии немало), говорить о достижениях паралимпийцев… А почему бы не обсудить вместе с детьми вышеупомянутую книгу Тамары Бунто? Она ведь не только о девочке в инвалидной коляске, но и о добре и зле, об удивительном, что создала природа.

…Я верю, что у той особенной первоклассницы из Воропаева, как и у главной героини книги, всё сложится и у неё будут настоящие друзья. Ведь для этого не нужно волшебства — достаточно доброты, которую в этом мире мы ещё не растеряли.

Инна Снежкова
Иллюстрация из книги «Сад з матылькамі». Художник Оксана Аракчеева



Tagged

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.