В 1985 году в кинотеатре «Родина» открылась персональная выставка творческих и учебных работ Саши Улыбина — талантливого ученика детской художественной школы города Поставы. Тогда об этом событии написала и наша газета. Та первая встреча со зрителем оказала большое влияние на 15-летнего юношу, вдохновила на дальнейшее творчество, а та публикация осталась в памяти навсегда .
Прошли годы. Саша уже давно Александр Сергеевич — член Белорусского союза художников, учитель высшей категории. Работы художника-графика оценили любители изобразительного искусства не только Беларуси, но и Германии, Польши, Бельгии, Италии, Аргентины, Китая и других стран. А о самом авторе написали в испанских, бельгийских, немецких изданиях.
Александр Улыбин много лет живёт в пригороде Бреста, но при этом никогда не забывает о своём родном городе. Здесь живут родные, здесь он всегда рад встрече с бывшими учителями, коллегами, повлиявшими на него как на художника и личность. Об этом и многом другом Александр Сергеевич говорил во время интервью, состоявшегося в редакции «Поставского края».
— Александр Сергеевич, расскажите, каким было ваше детство.
— Я родился в Поставах в 1970 году. Первые пять лет прожил с родителями в микрорайоне 6-го городка. Затем наша семья переехала в Германию: туда перевели отца-военнослужащего. Но каждый год меня привозили на месяц-два к дедушке в деревню Христово (оттуда родом моя мама). Папа, кстати, родился в Тюмени.
В моём детстве было много контрастов. С одной стороны — жизнь в небольшом немецком городке Германской демократической республики, недалеко от Берлина. Иной уровень жизни, иная культурная среда. С другой — простая белорусская деревня со своим колоритом, трудолюбивыми, искренними людьми, чьи жизненные истории я всегда слушал с большим интересом.
В 1984 году семья вернулась в родную Беларусь после недолгого проживания на Дальнем Востоке, в Приморском крае, по месту службы отца. Короче говоря, в детстве я попутешествовал немало.
— Когда у вас появился интерес к рисованию?
— Ещё в раннем детстве мама поощряла моё желание рисовать. Она смотрела на мои «художества», хвалила, подбадривала, учила (мама, кстати, и сама неплохо рисовала). Большое спасибо следует сказать и папе. Он на профессиональном уровне занимался фотографией, делал очень красивые снимки. Отец научил меня фотографировать, искать композицию. Покупал литературу по искусству, лет десять мы выписывали популярный в СССР журнал «Юный художник». Куда бы мы ни путешествовали — в Москву, Киев, Одессу, Дрезден, Берлин, в города поменьше, — посещали музеи, картинные галереи, художественные выставки. Это формировало вкус, развивало насмотренность, подогревало интерес к искусству. Сейчас понимаю, как важно это было.
— А когда пришли учиться в поставскую «художку»?
— В 1984-м. Был вариант возобновить обучение музыке, но учиться рисовать хотелось больше. Об учёбе осталось много хороших воспоминаний. Я всегда буду благодарен преподавателям (директору школы Нине Викторовне Бардеевой, Наталье Владимировне Танане), которые не только дали мне прекрасное начальное академическое образование, но и направили в профессию. Иосиф Константинович Атрахимович и вовсе сформировал мой взгляд, моё отношение к искусству. Он настоящий художник, Учитель. А та первая персональная выставка в «Родине» в 1985 году, которую они организовали, действительно стала во многом для меня определяющей. Тогда поверил в свои силы, почувствовал себя местной звездой (смеётся — авт.).
Учёбу продолжил на художественно-графическом факультете Витебского пединститута (ныне это Витебский государственный университет). А получив в 1992 году диплом, распределился в поставскую СШ №1 как учитель ИЗО, черчения и трудового обучения. Немного преподавал и в художественной школе. Это дало мне определённый опыт, закалку. Но здесь, в небольшом городе, мне уже стало тесно. Поэтому устроился на работу в Брест, когда представилась такая возможность.
— Там тоже попали в свою стихию?
— Да. Сначала в брестскую СШ №10 с архитектурно-художественным уклоном. Коллектив состоял из настоящих профессионалов: художников-педагогов и архитекторов. За семь лет работы расширил свой кругозор, получил большой опыт и новые умения и навыки.
Также три года преподавал на кафедре художественно-графических дисциплин в Брестском университете имени Пушкина, поработал и в детской художественной школе г. Бреста. Сейчас моё место работы — отделение изобразительного искусства детской школы искусств в деревне Тельмы Брестского района. Там же работает и моя жена. Замечательная школа с прекрасным коллективом, талантливыми учениками.
— С другими художниками общаетесь?
— Конечно. В Бресте немало известных, талантливейших, очень интересных художников. В наше областное отделение Белорусского союза художников входит несколько десятков мастеров, у нас организуются коллективные, персональные выставки. Мы общаемся, поддерживаем друг друга.
Меня в Белорусский союз художников приняли в 2008 году. Когда учился в художественной школе в Поставах, и представить не мог, что попаду в среду известных художников, являющихся гордостью Беларуси.
— Художники работают в разных техниках. Какая ближе вам? Какие жанры предпочитаете?
— Я работаю в разных техниках: это и живопись маслом, и акварель. Но ближе всего мне офорт — это такой вид гравюры. Что касается жанров, то это натюрморт, пейзаж, фигуративные композиции.
Ещё когда учился на худграфе, у нас был курс печатной графики. После учёбы не было возможности заниматься серьёзно, но было большое желание и мечта. В 2000 году, благодаря помощи коллеги, большого профессионала, начал работать в технике гравюры.
Процесс создания работ здесь достаточно длительный и трудоёмкий. Медная или цинковая пластина покрывается кислотоупорным лаком. На неё переводится рисунок и гравируется. После этого необходимо рисунок протравить, очистить от лака. Следующий этап — печать. Необходимо в углубления «забить» краску и перенести краску с доски под давлением на бумагу при помощи специального офортного станка. С одной пластины можно отпечатать достаточно большое количество экземпляров, которые являются произведениями автора.
В этой технике я выполняю экслибрисы (книжные знаки, удостоверяющие владельцев книги — авт.). В мире проходит достаточно много выставок экслибрисов, как и мини-принта. По своей сути это не картины, а оттиски, отпечатки. Их можно просто положить в конверт и отправить куда-то на конкурс, выставку, что постоянно и делаю. Конечно, приятно, когда международное жюри отмечает работы, они попадают в число лучших. Авторов ведь участвует множество.
— С выставками за границу ездите или участвуете только заочно?
— До пандемии часто ездил в Польшу и Германию, также участвовал как художник-график в съездах экслибристов в России, Чехии.
— А какие места считаете самыми живописными на Поставщине?
— Мне здесь всё близкое, родное. Я очень люблю Поставы. Это город моего детства, город тёплых воспоминаний. Особенно люблю Задевское озеро. Его берег исходил вдоль и поперёк. Раньше там такие дебри были, столько черёмухи росло… Это сейчас возле озера идёт активная застройка, а я помню эти места совершенно дикими.
Моя дипломная работа на худграфе называлась «Пейзажи Поставщины». Тогда здесь сделал много зарисовок, набросков. И озёра рисовал, и костёлы, и другие достопримечательности…
— В Поставы к кому приезжаете?
— Здесь живут отец и младший брат. Мама, к сожалению, умерла в 2011 году. Накануне мне приснился сон, в котором было много ярких, кричащих, люминесцентных цветов. Через сутки мама внезапно уходит из жизни. На похоронах я вижу все эти искусственные цветы кислотных цветов — и понимаю, к чему был сон… После этого в душе, как и в творчестве, были сплошь серые тона. Постепенно жизнь стала наполняться красками, но боль утраты сильна до сих пор.
Когда приезжаю на Поставщину летом, с удовольствием гуляю по родным местам. Посещаю мамину родину. Там, на окраине деревни, и сегодня стоит дедушкин дом, который он построил своими руками. А за ним уже глухомань: лес, болото… Как-то проехался с местным жителем по окрестностям — и столько воспоминаний нахлынуло! Хорошо помнится: и здесь была деревня, и там… Жителей было много, магазины работали… А сейчас — ничего. Грустно…
—У белорусского искусства сегодня много поклонников?
—На самом деле круг людей, которые ходят на художественные выставки белорусских художников, достаточно узкий, но он есть. Радуют акции которые проводит союз художников, привлекая на выставки молодёжь.
Я всегда восхищался, как подходят к организации выставок в Европе, той же Германии. Там под выставки всемирно известных авторов специально перекрашивают стены выставочных залов музея, не говоря о грамотной подсветке, развеске… До мелочей продумано всё! Реклама выставок висит даже на огромных банерах на автобанах. Вкладываются большие деньги в рекламу, прессу. Всё в совокупности даёт свой эффект. Люди интересуются: посмотреть на картины приходят и глубокие пенсионеры, которые, может, и передвигаются еле-еле, и молодёжь. И тут же рядом на полу в зале сидят маленькие дети, которым учитель рассказывает, скажем, об постимпрессионистах. И им интересно!
—Как, на ваш взгляд, можно популяризировать искусство в Беларуси?
—В нашей стране есть много уникальных современных художников, которые сумели сохранить в искусстве лучшие традиции. Можно вспомнить мастеров прошлого.В разных городах проходят замечательные выставки, есть интересные экспозиции белорусского искусства разных времён в Национальном художественном музее .
Как популяризировать? Наверное, самое важное — прививать любовь к прекрасному детям. Посещать с ними выставки, музеи, галереи, обращать внимание на красивое вокруг.
— Коронавирус сильно повлиял на творчество, на вашу жизнь?
— Безусловно. Многие планы так и остались планами. Много творческих мероприятий было отменено. Нет выездных пленэров, поездок за рубеж, выставки организуются по минимуму, фактически без массовых вернисажей. «Корона» забирает коллег, которые могли бы ещё так много сделать в искусстве!
— Что вдохновляет в такие непростые периоды?
— В тонусе меня всегда держат мои ученики. Они же мотивируют к постоянному обучению, развитию. Ты учитель, ты пример, поэтому должен многое знать и уметь.
— В 2008 году в районном краеведческом музее была организована ваша персональная выставка. Нет планов показать землякам ещё одну? Или организовать мастер-класс для учеников нашей художественной школы?
— Не исключаю, что это произойдёт. Когда — покажет время…
— Спасибо за содержательную беседу! Творческих вам успехов!
Инна Снежкова
Фото предоставлены Александром Улыбиным